Смекни!
smekni.com

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Москва (стр. 1 из 6)

ПРОЕКТ

Концепция
духовно-нравственного воспитания
российских школьников

Москва

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

1. Национальный воспитательный идеал.. 6

2. Цель и задачи воспитания школьников.. 11

3. Духовно-нравственное развитие гражданина России.. 13

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования.. 17

5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы... 19

6. Управление воспитательным процессом... 24

7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников.. 30

8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся.. 33

Заключение.. 35


Введение

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры, А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг. в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколениям, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой.

Неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, сложившееся в 90-е гг. неверие в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% — иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность[1]. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Надзор государства за соблюдением Конституции способен консолидировать общество на основе содержащихся в ней ценностей и приоритетов. Эти ценности имеют характер соглашения граждан с властью на предмет соблюдения определенных правил поведения. Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу.

Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, — подчеркивает Д. А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2].

Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

Отсутствие в 1900-х годах ценностнообразующей государственной политики, приоритет образовательной парадигмы в школе, игнорирование воспитательных задач привели к искажению ценностных ориентиров российского общества в начале XXI века.

1. Национальный воспитательный идеал

Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству».