Смекни!
smekni.com

1. Теоретические и методологические основы психологии беременности. 3 (стр. 2 из 5)

Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, сердится, грозит, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери[6].

Предпосылки этого многообразия закладываются в докоммуникативный период, когда мать непосредственно не ощущает присутствия ребенка как отдельного существа. На втором месяце внутриутробной жизни развивается центральная и периферическая нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важность этого фактора в коммуникации впервые отметили микропсихоаналитики).
Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС, когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Уже преодолен кризис, когда его движения встречали только границу и несли негативный смысл ограничения свободы, его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен к опережающему отражению в своем поведении. Он "знает", какие движения вызовут чувства удовольствия, какие - неудовольствия.

Мать активно интерпретирует поведение ребенка внутри как своими чувствами, так и поведением. В рамках исследования психологических предпосылок нарушения психического здоровья у младенцев мы наблюдали подобные случаи интерпретации. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами "хулиганит", "безобразничает" и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки как "ему не хватает воздуха, он хочет погулять" и выходила на свежий воздух. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота.

Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отражает присутствие в их развитии "культурного" влияния, в частности, установок и интерпретаций матери.
Дополнительным аргументом в пользу " рефлексивной", а не только химической природы реакций ребенка на внешние стимулы, является тот факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейтральны для матери и не нарушают ее гормонального баланса[7].

Эмбрион "понимает" тем, что он делает, а его мать понимает его "внутри" своего поведения, адресованного ему, аналогично тому, как это происходит на стадии новорожденности.

Движения плода, являясь фактом психологическим, происходят на основе биологического по своей природе противоречия между скоростью роста яйца и плодных оболочек, а дальше они развиваются, поскольку приходят в противоречие с ограничениями, налагаемыми поведением матери. Результатами последнего столкновения являются "знак" движения (позитивно или негативно санкционированное) и систематичность (регулярность или нерегулярность).

Попытка содержательно представить структуру и функционирование пренатальной системы в докоммуникативный период принадлежит С.Фанти. Отталкиваясь от теорий о сходстве биологических основ злокачественных опухолей и эмбриональной ткани, он предложил концепцию "внутриутробной борьбы" как движущей силы развития пренатальной общности "мать - плод". Беременность является нейрогормональным событием в иммунной системе, и условием выживания является "способность матери выносить привой - сначала яйцо, потом плод и плаценту. Прогестерон, выделяющийся на высоком уровне, угнетает иммунную систему". Однако биологические, иммунные механизмы могут препятствовать структурному отторжению эмбриона, хотя ситуация отвержения может сохраняться. Ранние токсикозы, как их понимает психоанализ, связаны с ранними конфликтами на стадии становления пищевого поведения и являются протестом против зачатия. Косвенное подтверждение тому - работы отечественных клиницистов по психотерапии ранних токсикозов, успешность лечения которых была обеспечена внушением установок на сохранение плода и эффектом плацебо[8].

Биологические механизмы работают на обособление - к концу первого месяца образуются пуповина и плацента, закладывается поперечно-полосатая мускулатура, и движения плода совершенно пассивны. В это время сигналы о неблагополучии системы не могут быть даны непосредственно, поскольку мать не ощущает присутствия ребенка внутри себя. Сигнал о неблагополучии "посылается" на уровне субъективных ощущений матери, он принадлежит ее психологическому миру, осознается как принадлежащий ей.

1.3. Отношение беременной к шевелению плода.


Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях целесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений (отношение к беременности, принятие, удовлетворенность и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения к беременности требует комплексного подхода (применение личностных, онтогенетических и т.п. методов диагностики). Наиболее адекватным представляется определение “стиль переживания беременности”. В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные Г.Г. Филипповой данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно-эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.