Смекни!
smekni.com

Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (стр. 4 из 8)

Субъекты по соглашению могут облечь в письменную форму любую сделку, хотя по закону такая форма и необязательна для нее.

Последствия несоблюдения простой письменной формы. В сравнительно ограниченном числе случаев закон требует, чтобы заключенная сторонами в письменной форме сделка была соответствующим образом удостоверена. Нотариальная форма сделки является способом государственного узаконения - лигитимации воли лиц, совершающих сделку. Нотариальная форма сделки должна быть соблюдена как в случаях, предусмотренных в законе, так и при наличии соглашения сторон в нотариальном оформлении сделки, не нуждающейся в этом по закону. Например, любые сделки, связанные с домостроеньями, должны в нотариальную форму.

В случаях, установленных законом, к нотариальному оформлению сделки приравниваются ее удостоверение определенным должностным лицом (командиром воинской части, главврачом больницы и т.д.) (ч.2 ст.65 ГК).

К нотариально удостоверенным закон приравнивает сделки, совершенные в письменной форме и зарегистрированные в исполкоме сельского Совета (местной администрации) (ст.257, 239 ГК).

В определенных случаях допускается замена нотариального оформления сделки судебным признанием ее действительности, что чаще именуется судебным восполнение отсутствия нотариальной формы. Такое возможно, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующий нотариального удостоверения, а другая – уклоняется от нотариального оформления сделки. Тогда суд вправе по требованию стороны, исполнившей сделку, признать ее действительной при условии, что в ней нет ничего противозаконного. В таком случае последующего нотариального оформления сделки, не требуется (ч.2.ст.165 ГК; ч.3 ст.165 ГК)

В некоторых случаях для действительности сделки помимо нотариальной формы закон устанавливает ее обязательную регистрацию.

Особое место в системе правомерных действий занимают и так называемые публичные акты.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования действуют через систему своих органов, наделяемых компетенцией, объем и содержание которой определяется в специальных правовых актах. Публичные органы (государственные органы и органы местного самоуправления) в общем создаются для решения публично-правовых (общественных, государственных) задач, вследствие чего они обладают вполне определенными полномочиями и компетенцией по изданию правовых актов, властно воздействующих на гражданские правоотношения.

В рамках своей компетенции публичные органы могут соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования вступать в гражданский оборот, приобретая или осуществляя подобающие права и обязанности. В результате такого рода действий публичных органов участниками гражданских правоотношений становятся публично-правовые образования (Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование), которые созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер.

Таким образом, вступление в гражданский оборот от имени соответствующего публично-правового образования не влечет непосредственно для публичных органов возникновение гражданских прав и обязанностей.

Например, Конституционным Судом РФ была проведена своеобразная разграничительная линия понимания частного и публичного акта. Рассматривая гражданско-правовые нормы о свободе договора и условия о вознаграждении за юридические услуги по результатам судебного решения (премии за победу в суде), Конституционный Суд РФ признал неприемлемым подобную связь между частным интересом и возможным результатом правосудия как публичного акта[8].

Но нельзя забывать о том, что публичные органы, создаваемые по общему правилу в форме учреждения (некоммерческой организации), могут вступать в гражданский оборот и от собственного имени для реализации собственных нужд. При этом, вступая в гражданский оборот, такие учреждения (публичные органы) действуют как равноправные его участники, не обладающие преимуществами по сравнению с другими субъектами – гражданами и юридическими лицами. Например, орган регистрации прав на недвижимое имущество при покупке канцелярских товаров вступает в договорные отношения как частное лицо, которое, бесспорно, обладает равными правами с другим частным лицом – продавцом этих товаров.

Это означает, что публичные органы при вступлении их в гражданский оборот от собственного имени приравниваются к частным лицам, в силу чего они обладают возможностями осуществлять различного рода дозволенные действия, обычно "доступные" частным лицам, – например, совершать двусторонние и односторонние сделки, если иное не предусмотрено законом. Так, публичный орган (учреждение) может выдать доверенность, в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (если это допускается законом), объявить публичный конкурс и т.д. Данный вывод подтверждается и судебной практикой[9].

Помимо частных и публичных актов цивилисты различают также юридические факты в виде юридических поступков.

Наименование "юридические поступки" было присвоено М.М. Агарковым той части юридических действий, которые были направлены не на юридические последствия, а на признание фактов или уведомление о фактах, которые будут иметь место в будущем и которые влекут за собой юридические последствия независимо от того, были указанные действия направлены на эти последствия или нет. Анализ юридических поступков позволяет согласиться с мнением О.А. Красавчикова, который выделял по меньшей мере пять разновидностей юридических поступков[10].

Юридические поступки имеют с юридическими актами то общее, что и они совершаются со специальным намерением вызвать юридические последствия. Отличие же юридического акта от юридического поступка проявляется именно в том, что первый направлен на движение правоотношения, тогда как второй – только на осуществление и защиту гражданских прав. Или, иными словами, всякое дозволенное одностороннее действие, направленное на осуществление или защиту субъективных гражданских прав, с которым нормы права связывают юридические последствия, – это юридический поступок.

Таким образом, правомерные действия субъектов гражданских правоотношений выступают как наиболее многочисленные юридические факты. Однако не менее значимы и те обстоятельства, которые связаны с гражданскими правонарушениями. О них и пойдет дальнейший разговор.

4. Неправомерные юридические действия как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений

В противоположность рассмотренным дозволенным действиям недозволенное действие, по колоритному определению В. И. Синайского, "принадлежит к патологическим явлениям гражданского оборота"[11]. При этом он подчеркивает, что всякое недозволенное действие, тем не менее, будет юридическим действием, так как влечет за собой те или другие последствия.

Недозволенное юридическое действие есть то действие, которое является противоправным. И здесь возникает вопрос: что следует понимать под противоправностью недозволенного действия?

Противоправным действием, несомненно, является такое действие, совершение которого прямо запрещено законом в той или иной форме (прямой запрет, возложение юридической обязанности совершить позитивное действие, установление наказуемости деяния и др.)[12]. При этом, как уже указывалось ранее, под действием здесь понимается не только активное совершение действия, которое прямо запрещено законом, но и пассивное уклонение от совершения действия в тех случаях, когда закон прямо возлагает на субъекта обязанность совершения такого действия.

Среди противоправных действий, имеющих значение юридического факта, как правило, выделяют такие, как причинение вреда другому лицу и неосновательное обогащение (п/п.6-7 п.1 ст.8 ГК). Однако в силу господства гражданско-правовых договоров и иных сделок, наибольший интерес представляют положения о недействительных сделках.

Под недействительностью сделки понимаются ненаступление в силу закона тех юридических последствий, которые стороны желали вызывать своими действиями при заключении сделки.

Общее правило о недействительности сделки формулируется следующим образом – недействительна сделка, не соответствующая требованиям закона или иных нормативно правовых актов (ст. 168 ГК).

Сделка, признанная недействительной, недействительна с момента ее совершения. Однако ели из содержания сделки вытекает, что она может быть прекращена на будущее время, действие сделки, признанной недействительной, прекращается на будущее время.

С учетом существенных различий степени нарушения закона при совершении недействительных сделок принято их делить на ничтожные и оспоримые или же абсолютно недействительные и относительные.

Ничтожность сделки означает, что она является недействительной с момента совершения (например, мнимые, притворные, с недееспособными).

Оспоримые сделки – сделки, которые не являются автоматически недействительными, но могут быть признаны по суду таковыми, поскольку заинтересованным лицом заявлен иск и имеются юридические факты, предусмотренные соответствующей нормой. Например, сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, заблуждения, с несовершеннолетними, совершенные на крайне невыгодных условиях при стечении тяжких обстоятельств (ст. 179 ГК) и т.д.

К ничтожным относятся сделки, совершенные с целью, заведомо противной интересам государства и общества, т.е. антисоциальные сделки. Недействительность антисоциальных сделок вытекает из противоречия физических и юридических лиц интересам, прямо или косвенно касающихся всех членов общества. Объективную сторону антисоциальных сделок составляют серьезные и особо опасные нарушения закона, посягающие на государственные и общественные интересы. Субъективная сторона сделок характеризуется прямым или косвенным умыслом одной или обеих сторон, вступающих в такую сделку.