Смекни!
smekni.com

Пискарева Мария Михайловна (стр. 2 из 3)

«На первый Спас защипывай горох, готовь гумна и овины».

«Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть кто вовремя или раньше других уберется в поле). «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведра, и разнопогодье».

Второй Спас - яблочный

19 августа – Преображение.

Большой крестьянский праздник. «Со Спаса Преображения погода преображается».

«Второй Спас – встреча осени, первые осенины».

«Второй Спас – бери рукавицы (держи рукавички) про запас». «Пришел второй Спас – всему час, плоды зреют».

До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

На второй Спас освещают в церкви плоды. Со второго Спаса едят яблоки (яблочный Спас). «Второй Спас яблочком разговляется». «На второй Спас и нищий яблочко съест».

«У Спаса не без припаса». «Спас любит нас». «Со второго Спаса засевай озимы». «После второго Спаса дождь – хлебный». «Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)». «Сухой день на второй Спас предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, ясный – суровую зиму». «Каков второй Спас – таков и январь». «К Спасу зайцы пережируют, а до того тощи, да и детны».

Фролы

31 августа – Флор (Фрол) и Лавр

Фрол и Лавр – покровители лошадей. «На Фрола и Лавра – жди лошадям добра».

Последний срок озимого посева: «На Фрола и Лавра – досевки».

«Коли до Фрола не отсеешься – Фролы (то есть сорняки) и родятся». «Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут».

«После поры родятся Фролы».

Начинаются вечерние «засидки» (бабьи работы в избах при огне): «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».

21 ноября – Михаил Архангел

Наступают краткосрочные Михайловские оттепели, Михайловские грязи. «С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет».

«День Михайла – с полумостом».

Но оттепели не всякий раз случались, тогда: «Со дня Михаила Архангела зима морозы куст». «Михайло мосты мостит».

«Коли на Михайлов день иней – жди больших снегов, а коли день зачнется туманом – ростепили быть».

Заключение

Вместе с учителями нашей школы мы проводим большую поисково-исследовательскую работу по изучению престольных праздников и обрядов, сбору народного фольклора.

Чтобы восстановить старые традиции, в своей работе мы используем раз-личные источники: беседуем с пожилыми людьми, ходим в библиотеку, собираем материал по деревням.

Нами оформлены альбомы по таким праздникам: Рождество, Масленица, Покров день, Егорьев день.

Среди престольных праздников нам нравится праздник – Егорьев день. Его празднуют весной, когда всё вокруг цветёт.

В нашей школе стало традицией отмечать этот праздник. К нему мы готовимся заранее: репетируем слова по сценарию, делаем костюмы.

6 мая мы показываем обряд перед учителями школы и ребятами, а также приглашаем родителей, бабушек и дедушек.

Приложение 1

Воспоминания старожилов

По воспоминаниям старожилов престольные праздники отмечались почти везде одинаково. В деревню, в которой проходил праздник, приезжали гости из окрестных деревень. Приезжали к родственникам, друзьям. Гуляли весело и широко. Вечером вся деревня выходила из домов, и на улице устраивалась так называемая беседа. Для этого заранее сколачивались лавки, все рассаживались на них. А в центр или в круг выходили плясуны, и начиналось веселье. И не смолкали до утра над деревней и далеко вокруг частушки, смех, веселье. Гуляли до первых петухов. Гармонисты были в почете в каждой деревне. Таких праздников ждали целый год.

Анна Николаевна Казакова родилась в деревне Мартьяново рассказывает, что мыли избу у пожилой одинокой женщины, готовили стол. Вечером в доме собиралась молодежь.

Ели, пили, а после – весело плясали, пели песни, частушки. Танцевали под балалайку. Анна Николаевна говорит, что ей не приходилось танцевать, так как она сама и играла на балалайке. Отмечает, что на беседы приезжали парни из Повалихина. Они были богатые , хорошо одевались, приезжали на лошадях.

Архипова Августа Александрова родилась в деревне Новинское и ходила на беседы с бабушкой к родне. Говорит, что время было послевоенное, на столы подавать было особенно нечего. Но раньше считали, что это не главное. Все были дружны, веселились от души.

Свистунова Екатерина Ивановна родилась в деревне Крусаново и говорит, что бывало, на беседе случались драки, когда подвыпившая молодежь что-то не поделит.

Но на следующий день все обиды забывались, опять молодежь трудилась сообща и отдыхала весело, с песнями и частушками.

Моя бабушка Соловьева Нина Федоровна родилась в деревне Игумново.

В деревне в то время было 17 домов. Жителей было около 50 человек. Занимались сельским хозяйством.

В детстве любили играть, а повзрослели, стали работать, помогать родителям, колхозу.

Престольным праздником был Фролов день.

К празднику готовились очень хорошо. Поля были уже убраны. Везде должно быть чисто: и в доме, и около дома. С утра на столе стояли пироги. Собирались в больших домах. Встречали этот праздник весельем, с плясками под гармошку.

Приложение 2

Обряд Егорьева дня

С давних времен человек познавал себя через природу, а природу наделял человеческими свойствами.

Привычный мир люди населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живёт водяной, а в воде - русалки. Были и другие духи природы – одни добрые, другие – злые. Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за советом, помощью, просили позаботиться об урожае, о сохранении скота, пасущегося в поле.

С почитанием природы связаны многие престольные праздники.

Одним из самых важных весенних праздников был Егорьев день. Егорьев день - празднуется 6 мая. В народе говорят: Егорий - весну начинает. Пришёл Егорий, и весне не уйти. К этому празднику приурочено много примет, легенд, заговоров, песен и обычаев. 6 мая - прежде всего скотоводческий праздник. Егорий - покровитель не только пастухов, но и оберегатель животных («Вся живая тварь у Егория под рукой») как домашних, так и диких, в первую очередь, от волков. На иконе Георгий Победоносец всегда изображался на коне, крестьяне полагали, что святой постоянно объезжает луга и охраняет пасущийся там скот. Чтобы заручиться поддержкой Егория, надо было произнести заговор о замке и ключе.

В Костромской губернии совершался в этот день обход дворов с пением колядок, которые представляли собой обращённые к Егорию пастушеские заклинания.

«Царь полевой, царица полевая, царь лесной, царица лесная, царь водяной, царица водяная! Все, чур, чьи палочки, берегите мою скотинку от сглаза, от злых людей, от диких зверей и от всех прочих!»

Пахота и весенний сев начинается между днём Бориса и Глеба и днём Егория.

Существует много примет, связанных с полевыми работами

Сев начинают тогда, когда зацветёт одуванчик – севун. Для запашки крестьяне выбирают « легкий» день, т. е. вторник, четверг или субботу. За день до пахоты пахарь парится в печке, и одевает всё чистое, чтобы не было во всходах сорной травы. Засевальщик должен быть крепок и силён. На Преображение во время молебна в церкви освещаются посевные семена. Затем в поле выносятся иконы. Засевальщик идёт через все полосы, бросая на каждую по горсти семян. Следом за ним идёт поп в облачении

с кропильницей и кропит брошенные семена. Это окропление производится

с целью обеспечения хлебу достаточного количества дождя. С посевными семенами связан и ряд запретов. Нельзя давать взаймы что-либо из дома в день посева. Везти семена на посев надо обязательно в незавязанных мешках.

Сей овёс в грязь – будешь князь, а рожь – барыня любит в золу да в пору.

Изучение обряда Егорьева дня

Обряд интересен тем, что в нём много познавательного.

Егорьев день – отмечается 6 мая. К нему приурочен выгон скота в поле, а также начало охоты. Этот день сопровождался обрядами, песнями, приговорами. В Егорьев день обрубали хвосты у животных, выгоняли скот в поле с вербой, освященной в Вербное воскресенье, хранимой у иконы.

Хозяйки провожали скот со словами:

Тёлочки телитесь,

Свинки пороситесь,

Курочки неситесь…

ударяли каждое животное вербным прутом по спине и провожали животных до самого выгона, бросая прут на то место, до которого провожали скот, прыгали через него как можно выше, чтоб скотина была жива и здорова.

Для пастуха люди приносили яйца, хлеб, сало, монеты.

А потом пастух обращался к Егорию. (Покровителем святого Егория является Георгий Победоносец)

Дарую тебе хлеб-соль

И злато-серебро,

Храни мою животинушку

Во поле, во зелёной дубраве

Сохрани её от змея ползучего,

От медведя могучего,

От волка бегущего.

Поставь до самого неба изгородь,

Чтобы было не проползти,

Не перешагнуть через неё.

У пастухов были помощники – подпаски.

Все вместе они совершали обряд вокруг стада. Они обходили всех животных

3 раза. Затем принесённые угощения пастух с подпасками съедали.

Вечером скот гнали в деревню, и там начиналась пляска.

Известно, что в нашей местности в этот день совершался обход дворов с пением колядок:

Господин сударь хозяин с хозяйкой,

Встань, проснись,

Для нас потрудись.

Мы сегодняшнюю ноченьку не спали, не дремали.

По утру рано вставали,

Белы лица умывали,

Полотенцем утирали!

Уж мы красные девицы,

Круг поля ходили,

Егория вопили,

Макарья встречали,

Николу привечали.

Уж ты, батюшка Егорий,

Спаси нашу скотинку.

Спаси и сохрани,

В поле – за полем

В лесу - за лесом,

За лесом - за лесами,

За крутыми берегами.

Всякому зверю

Пень да колода,

Белая берёза.

Нашей матушке скотинке чистая дорожка, травка муравка,

зелёненький лужок, шёлковый поясок.

Тёлка в речке напьётся - домой поплетётся,

Троим- двоим, давно стоим, дожидаемся.