Смекни!
smekni.com

Хронотоп как фактор формирования и развития культурных ландшафтов (на примере Средиземноморья) (стр. 2 из 3)

Из цивилизаций Восточного Средиземноморья особо отметим финикийцев, известных своими достижениями в мореплавании. В отличие от островов, например Крита, где холмистые возвышенности и предгорья предоставляли большие возможности для ведения земледелия, узкая полоса Левантийского побережья явно ограничивала распространение пашни. Но горные склоны получали довольно много осадков и были покрыты хвойными и вечнозелеными жестколистными лесами, которые активно использовались для строительства кораблей и для торговли с малолесными державами (таковой для финикийцев был Древний Египет). Со временем торговля и мореплавание стали основным занятием финикийцев. В местах своих новых и более поздних колоний, например, в Карфагене на территории нынешнего Туниса, финикийцы продолжали заниматься земледелием, но делали это в более подходящих условиях, чем в Леванте. Карфаген, расположенный у подножья склонов Тунисского Атласа, окружен хорошо увлажненными подгорными равнинами, на которых возможно выращивание зерновых без полива. В этом новом районе у финикийцев сложилась довольно четко выраженная специализация ландшафтов - горные склоны террасировались и отводились под плантации оливковых деревьев, подгорные и межгорные равнины - под поля пшеницы.

Распространение финикийской цивилизации означало также и переход к новой «морской» эпохе в цивилизационном развитии Средиземноморья. Наряду с территорией, важную роль в пространственно-временных отношениях цивилизаций стала играть акватория. Уже со II тысячелетия до нашей эры экономические связи в Средиземноморье стали очень активными за счет каботажной торговли. В это время решающее значение приобретают ландшафты береговой зоны, а именно их способность служить удобной и надежной гаванью для судов. Особую роль в этой ситуации играл баланс приносимых морскими течениями и впадающими реками наносов, чрезмерный объем которых мог быстро привести к обмелению или заилению гавани. Такая судьба постигла порты многих греческих колоний, в частности, в Малой Азии.

Древнегреческая цивилизация значительно раздвинула границы Средиземноморья как единого историко-культурного региона. Греческие колонии появились в Причерноморье (крайний северо-западный форпост средиземноморской культуры), по-видимому, это совпало с потеплением в этом регионе. Особенно много дошло до наших дней древнегреческих ландшафтов в Малой Азии (кстати, именно в пределах нынешней Турции расположены города-центры эллинской культуры - Эфес, Милет, Дидим). Распространение древнегреческой цивилизации шло в основном в местоположения, занятые известняковыми плато и массивами. В условиях интенсивного развития скотоводства это вызывало локальные экологические кризисы и вынуждало искать новые районы для освоения. Накопленный опыт освоения территории в греческих колониях стал крайне востребован в эпоху Римской империи (150 г. до н. э. - конец 5 в. н. э.) - время сплошного площадного освоения Средиземноморья.

Древние римляне называли Средиземное море Mare Nostrum - Внутреннее море - и после падения Карфагена создали главную средиземноморскую державу. Эпоха расцвета Римской империи совпала с наступлением влажного периода (550 г. до н. э. - 350 г. н. э.), в котором в то же время был отмечен и аридный интервал (190 г. до н. э. - 150 г. н. э.). Большая часть природных лесов на территории, вошедшей в состав Римской империи, уже была вырублена, однако увеличение влажности, особенно в северных районах, позволило, наряду с повсеместным распространением сельскохозяйственных культур средиземноморской триады, начать и ведение лесного хозяйства - создавать лесные плантации грецкого ореха и каштана. Об этом четко свидетельствуют результаты споро-пыльцевого анализа из разных районов Средиземноморья. Для римского времени характерны масштабные переброски стока из влажных горных районов к побережью и в межгорные долины, практически повсеместно в Средиземноморье можно встретить наследие той эпохи - акведуки.

Наряду с акведуками, присутствие древнеримской цивилизации в ландшафте маркируют театры и амфитеатры, располагающиеся обычно на безлесных степных пространствах подгорных равнин. По сути, Римская эпоха тиражировала свои культурные ландшафты по всему Средиземноморью, унифицируя тем самым его территорию.

Спустя очень небольшой промежуток времени после падения Римской империи в отдельных районах Средиземноморья, в первую очередь на Пиренейском полуострове, ей на смену пришли арабы. Арабская цивилизация разительно отличалась от предыдущих, прежде всего, тем, что первоначально сформировалась в более сухих, чем большая часть Средиземноморья, районах и, кроме того, была мусульманской. Удивителен и тот факт, что именно в Средиземноморье арабы- кочевники сумели создать объекты, характерные для оседлой культуры, часть которых дошла до наших дней в малоизмененном виде. Местом максимального проявления влияния арабской цивилизации стала Андалусия (ее название унаследовано от арабского Аль-Андалус). Характерный для арабов культ воды, принесенный из аридных районов, воплотился в Средиземноморье в реабилитации римских оросительных систем, разрушенных вестготами и варварами, создании дворцов с садово-парковыми ландшафтами (Альгамбра и сады Хенералифе в окрестностях Гранады). На смену римской унификации ландшафтов пришло точечное (или локальное) преобразование ландшафта - превращение из тиражируемого образца в шедевр садовопаркового и дворцового искусства. Именно в эпоху арабской цивилизации, сначала в дворцовых садах, а затем и повсеместно, распространились цитрусовые - апельсиновые деревья, которые попали в Европу из Китая.

Завершение Реконкисты - отвоевывания у арабов испанского христианского мира - произошло в 1492 году и совпало с еще одной датой - началом Эпохи Великих географических открытий. Для цивилизации Средиземноморья это означало выход за пределы внутреннего моря и распространение средиземноморского хронотипа в Новый свет. Однако там (словно в подтверждение тезиса о том, что культурный ландшафт - оттиск, отпечаток культуры на природе [7]) мест, где он укоренился, крайне мало. К числу таких районов с некоторой долей условности можно отнести Калифорнийскую долину в США и Продольную Долину в Чили.

Краткие результаты

Анализ вовлечения ландшафтов в цивилизационное развитие Средиземноморья показал, что освоение территории шло в двух направлениях. Первый вектор освоения наследовал изменение градиента увлажнения:отсубтропических аридных и семиаридных ландшафтов на юго- востоке (Месопотамия, низовья Нила) до северных семигумидных с фрагментами гумидных на западе (Пиренейский полуостров). Подобное распространение определялось первоначальным господством в пределах региона орошаемого земледелия, а затем его сменой на богарное в сочетании со скотоводством и лесным хозяйством, а также морской торговлей. Второй вектор был связан с перемещением по абсолютной высоте: первоначально осваивались ландшафты речных долин и дельт, позже прибрежные и меж- горные аккумулятивные равнины, затем денудационные плоскогорья и складчатые структуры. Освоение по этим двум векторам в той или иной мере характерно для большинства цивилизаций Средиземноморья.

Первой цивилизацией, распространившейся по всей территории Средиземноморья, стала цивилизация Древнего Рима, унаследовавшая опыт освоения территории колониями античности, но возведшая его в ранг тиражирования моделей освоения со своими атрибутами материальной и духовной культуры. Римская цивилизация завершила построение культурного ландшафта Средиземноморья, обозначив четкую территориальную приуроченность его элементов.

Последующее территориальное развитие региона вносило лишь некоторые штрихи, усложняя отдельными элементами сложившийся рисунок. В то же время отмеченные закономерности, скорее всего, верны для времени, когда цивилизации существенно зависят от природной обстановки, в которой формируются. Последующее развитие технологий ведения хозяйства оставляет лишь общие контуры средиземноморского культурного ландшафта, превращая его в «палимпсест». Однако, несмотря на разную степень нарушенности, черты этого ландшафта унаследованы в структуре землепользования и наборе сельскохозяйственных культур региона и объединяют его в одно целое от Пиренейского полуострова до Леванта.

Перспективы для дальнейших исследований

Таким образом, анализ истории культурных ландшафтов Средиземноморья позволяет предложить следующую модель, нуждающуюся в верификации на материалах, относящихся к разным историческим эпохам и разным регионам биосферы Земли.

Культурные ландшафты формируются в результате взаимного наложения трех сущностей, две из которых являются пространственными и традиционными для географии, а третья, скорее, нематериальная сущность, призвана служить своего рода методологическим мостом, объединяющим географию с историей, социологией, культурологией.