Смекни!
smekni.com

Архитектура китайских сеттльментов как способ конструирования национальной идентичности (стр. 2 из 3)

Дворец Наместника на Дальнем Востоке в Порт-Артуре, судя по фотографии, приведенной в журнале «Нива» в 1904 г., имел асимметричную (а не трехчастную) композицию фасада и представлял собой синтез колониального британского стиля (двухъярусная веранда, сплошь занимающая фасадную плоскость) с краснокирпичной «гарнизонной» архитектурой, типичной для дальневосточных форпостов [14].

Клубы как общественные пространства национальных комьюнити

Рассмотрим 4 клуба: русский, германский, британский и американский; эти объекты были призваны играть важную социо-культурную роль в жизни сеттльментов, что предопределило выразительность и некоторую эксцентричность архитектурного облика зданий.

Дальний. Здание бывшего Морского собрания, 1900 г. (ул. Чанцзянлу, кит.^!£§, № 12-1). Неизменная трехчастная класицисткая схема членения фасада в данном случае декорирована накладными килевидными арочками, колонками с «дыньками» (утолщениями), «ширинками», горизонтальными поясками с орнаментом типа «шеврон», гипертрофированными балясинами аркады нижнего яруса и проч. штампами псевдорусского стиля, трактованными крайне схематично. Центральный объем перекрыт т.н. «бочкой», - архаизированным типом крыши, пришедшим из национальной деревянной архитектуры, боковые ризалиты увенчаны высокими шатрами. Верхний ярус декорирован рядом кокошников килевидных очертаний. С эстетически- эмоциональной точки зрения этот объект значительно уступает Почтамту г. Владивостока (ул. Светланская, 1897-1899 гг., арх. А. А. Гвоздзиовский), являющемуся, наряду с торговым домом «Кунст и Альберс» в г. Благовещенске, лучшим образцом дальневосточного псевдорусского стиля.

Тяньцзиняь. Concordia club (1907), возведенный в неороманском стиле и призванный манифестировать пангерманскую идею, - до сегодняшнего дня наиболее эффектное здание германского сеттльмента. Архитектура клуба напоминает Residenz des Gouverneur в Циндао. Нижний ярус оформлен мощной «норманской» аркадой, разновысотные объемы группируются вокруг центральной башни квадратного сечения, облицовка «диким» камнем контрастирует с гладкими плоскостями фасадов Многочисленные башнеобразные ризолиты и эркеры придают этой относительно небольшой постройке монументальный замковый характер.

Шанхай. Шанхайский клуб, 1910 г. 5-этажное здание в стиле необарокко было возведено по проекту архитектора T. Tarrant (Лондон) на месте кирпичной 3-этажной постройки 1864 г. Две башни, фланкирующие фасад клуба с юга и севера, формирующие живописный силуэт здания, намекают на башни собора св. Павла (двухчастная, а не трехчастная, как в классицизме, композиционная схема). Композиционным центром фасада является портик из 6 мраморных ионических колонн, объединяющий 2 и 3 этажи. В клубе были установлены лифты и электрическое освещение. Этот эксклюзивный мужской клуб, обслуживающий компрадорскую элиту Шанхая, славился «самым длинным в мире баром» из красного дерева. L-образный бар имел 110,7футовую длинную сторону и 39-футовую короткую, что позволяло рассадить по ранжиру всех членов клуба. В 1956 году в здании размещался Международный клуб моряков, в 1971 году - отель Dongfeng.

Американский клуб, 1925 г. (The American Club; 209, Fuzhou Road), был построен по проекту L.E. Hudec, работавшего в американском архитектурном бюро R.A.Curry. Почти квадратное в плане 6-этажное кирпичное здание с аттиковым бельэтажом и развитым карнизом с балюстрадой является парафразом ренессансного палаццо в трактовке чикагской школы. Подобные постройки были типичны для Нью-Йорка, Бостона и др. американских мегаполисов начала XX в.

Виллы, особняки и частные резиденции

Для примера выбраны три объекта, возведенные между 1920-40-ми гг. и демонстрирующие магистральные направления колониальной эклектики: «восточный модерн», респектабельное палладианство и романтичное викто- рианство.

Харбин. Резиденция Б. В. Остроумова, 1920 г. (Большой проспект, № 38). Ранее автором рассматривалась проблема конструирования «русско- китайского» стиля (Chinese-Slavic), который мог бы стать аналогом Hindu- Gothic, служившего успешным оружием культурной экспансии Британской Империи [2]. Для анализа харбинской версии Shikumen выбран коттедж, принадлежавший директору КВЖД и расположенный в самом центре Нового города. Обычно этот объект приводят как пример «восточного модерна». В тоже время в декоре отчетливо прочитывается местный колорит: широкий вынос кровель, акцент на резных кронштейнах, обилие террас и веранд, соединяющих интерьер дома с окружающим пространством. Основой объемнопространственной композиции является квадратная башня, вокруг которой скомпонованы разновысотные объемы. Внутри этой, квадратной в плане, башни (ее высота около 17 метров) расположена лестница, ведущая на остекленную смотровую площадку. Башня увенчана высоким чешуйчатым шатром, динамичный треугольник которого составляет контраст плавным очертаниям навесов над входом и балконом. Площадь коттеджа около 312 кв. м. Аналогичный особняк находился на Правленской улице.

Шанхай. Marble Hall, 1924 г. (31, Lane 1136, Yuyuan Road). С середины XIX века Шанхай служил центром еврейской иммиграции в Китае. Сефард- ские евреи бежавшие в Шанхай из британских колоний (Багдада, Бомбея и Гонконга) убедительно продемонстрировали свои коммерческие возможности, создав в Шанхае процветающие компании. Наиболее влиятельным был семейный клан Кадури, чье состояние основывалось на гостиничном бизнесе и торговле недвижимостью. Среди прочего Кадури принадлежала семейная резиденция Marble Hall (сегодня - Jing'an Children's Palace, «Дворец молодежи»), представляющая в плане прямоугольник 65х34 м. Это яркий пример колониального неопалладианства, вдохновленный одновременно ансамблем в Гринвиче и «виллами прерий» Ф. Л. Райта. Ось симметрии протяженного двухэтажного фасада зафиксирована четырехколонным ионическим портиком, приставленным к центральному ризалиту под приземистым шатром. Горизонтальный вектор развития фасада подчеркивают длинный балкон и широкая веранда, огибающая здание по периметру. Колористическое решение объекта строится на контрасте красной черепицы, краснокирпичной кладки и беломраморной облицовки, что типично для викторианского стиля. Общее «британское» ощущение резиденции подчеркнуто высокими каминными трубами, неуместными в тропическом климате, и безупречным газоном со стрижеными кустами.

Шанхай. Резиденция Ван Boxiong, министра путей сообщения, 1930-34 гг. Особняк, построенный для крупного чиновника правительства Гоминьдана на ул. Юйюань, в 1960 г. был перепрофилирован под очередной «Дворец молодежи» (Changning Children's Palace, кит.:^^^). Резиденция двухэтажная, на высоком цокольном этаже, с парадной двухмаршевой лестницей, ведущей в глубокую лоджию нижнего яруса и с мансардной крышей, украшенной фигурными трубами. В отличие от невысокого, вытянутого по горизонтали «Мраморного Зала», это компактная постройка, основные объемы которой сгруппированы вокруг центрального полукруглого ризалита. Подобная композиционная схема фасада типична для французских загородных дворцов раннего классицизма и восходит к chateau de Vaux-le-Vicomte, хотя объект в целом скорее напоминает викторианский особняк, испытавший влияние Arts and Crafts (первая возникающая ассоциация - «Красный дом» У. Морриса). Колористическая гамма строится на контрасте красной черепицы кровли, красного кирпича верхнего яруса и декора из светлого камня. Очертания больших витражных окон и арки цокольного этажа имеют условно- килевидные очертания. Еще более готично выглядят высокие щипцовые фронтоны. Главный фронтон украшен деревянным декором, характерным как для псевдорусского стиля, так и для американских колониальных особняков. Колониальный характер постройке придают так же обилие террас и непринужденная трактовка архитектурных деталей, противоречащая археологической скрупулезности неоготики школы Виолле-ле-Дюка. Образ, генерируемый особняком, театрален, - это игра в условную «Англию» и не менее условный модерн, на который намекает общая объемно-пространственная композиция объекта, характер оконных переплетов и большая поверхность остекления.

Культовая архитектура

Культовая архитектура является важнейшим национальным маркером. Православная архитектура Желтороссии подробно рассмотрена другими исследователями [15], поэтому остановимся на других конфессиях.

Циндао. Здание протестантской церкви (1910), построенное по проекту Curt Rothkegel (1876-1945) на пожертвования, расположено рядом с парком Xinhaoshan. Несмотря на проведенную недавно реконструкцию, сохраняет исходную объемно-пространственную композицию, вертикальной доминантой которой является 39-метровая колокольня, служащая одновременно часовой башней. Колокольня увенчана криволинейным двухярусным куполом со шпилем, подобный тип завершений типичен для скандинавского барокко. Западный фасад решен крайне лаконично, в духе северного модерна: треугольная плоскость стены прорезана круглым окном и украшена распятием, входные группы выделены приземистыми башенками и оформлены кладкой из «дикого» камня. Южный фасад ассиметричен. Колористическая гамма фасадов строится на контрасте красного кирпича и песчано-желтой облицовочной плитки. Центральный неф имеет высоту 18 м.

Харбинские синагоги. К 1903 в Харбине образовалась еврейская община, насчитывавшая 500 человек, и открылась первая еврейская молельня. В 1906 г., когда еврейская община Харбина достигла 3000 человек, была построена так называемая Главная синагога (район Бутоу, ул. Паодуи, 44), которая представляла собой двухэтажный параллелепипед, декорированный ориентальными мотивами (омегообразные «мавританские» арочки, оформляющие оконные проемы, накладные аркатурные элементы, килевидные очертания козырька над входом). После пожара 1931 г. синагога была расширена и реконструирована под руководством ведущего архитектора Харбина М. М. Осколкова (1933). Главный фасад был переориентирован на красную линию, ось симметрии была закреплена прямоугольным порталом, объединяющим оба этажа. Проемы второго этажа получили стрельчатые очертания, подкарнизный фриз - сталогмитовидный декор. Но основными ориентальными маркерами стали узенькие башенки-минареты, увенчанные сложными «мавританскими» завершениями. Башенки обрамляют портал, углы здания, расчленяют монотонную фасадную плоскость и выделяют объем синагоги из рядовой застройки; если бы не эта экспрессивная деталь, новостройка Осколкова неотличима от провинциального краснокирпичного узорочья, широко представленного в архитектуре Хабаровске, где архитектор успешно делал карьеру до отъезда в Китай. В 1963 г. эту синагогу закрыли, сегодня здание используется как гостиница. К 20-м годам еврейская община Харбина насчитывала более 20000 человек, потребовалось строительство новой синагоги, которая была возведена в 1918-21 гг. недалеко от Главной синагоги (Daoli, 162 Jingwei Street) по проекту известного еврейского архитектора И. Ю. Левикина (1917-21) [16]. Как и синагога в Дальнем, эта постройка была решена в эстетике ар-деко (без сарацинских ориентализмов) и являлась самой большой в Северо-Восточном Китае (площадь около 3000 кв.м, вместимость 800 прихожан).