Смекни!
smekni.com

Материальные носители культуры рыбного промысла на оз. Байкал и перспективы их сохранения (стр. 1 из 2)

Материальные носители культуры рыбного промысла на оз. Байкал и перспективы их сохранения

Тихонов Владимир Викторович

В последние годы проблема сохранения материальных носителей культуры этносов и этнических групп стоит очень остро. Только в отдельных случаях отмечаются попытки сохранения или реконструкции посредством музеефикации материальных носителей культуры на местах их бытования или в этнографических музеях под открытым небом. Современные методики формирования экспозиционного пространства в этнографических музеях под открытым небом подразумевают создание как фрагментарного образа хозяйственного уклада этноса или этнической группы по геогра- фо-экономико-хозяйственному принципу в определенном хронологическом отрезке с переносом в музейную среду материальных носителей, так и формирование этой среды на основе новоделов по сохранившимся или утраченным элементам материальной среды прошлого (исходя из архивных данных, фотографий и т.д.).

Проводимое с 80-х гг. XX в. историко-культурное зонирование Иркутской области по этно-географо-экономико-хо- зяйственному принципу поставило вопрос о выделении в отдельную историко-культурную зону хозяйственной деятельности населения, проживающего по побережью оз. Байкал. Исходя из этнокультурной специфики, определяется его ведущая хозяйственная деятельность — лов рыбы для собственных нужд и промышленный лов рыбы для реализации с целью получения средств для существования от этого промысла.

Основная хозяйственная деятельность населения, проживающего возле береговой полосы озера ( бурят, эвенков, русских) , ловля, переработка и сбыт рыбы. Всему этому и подчинено хозяйственное обустройство поселений и построек. Несколько меньшую роль играло судоходство, обеспечивавшее перевозку грузов и пассажиров по оз. Байкал.

В экспозиционном плане приемлемым для показа посетителям этнографического музея под открытым небом является рыбный промысел на Байкале как резкоотличительный элемент материальной культуры, не имеющий аналогов в иных историко-культурных зонах региона. Промышленный лов рыбы велся не только на Байкале, но и на реках Иркутской губернии. Однако речной лов отличался от байкальского (морского) в основном способами ловли, вспомогательными строениями, обеспечивавшими хранение и переработку рыбы. Особенность лова рыбы на Байкале это масштабность промысла, по результатам на порядки отличающаяся от речного лова рыбы в регионе. В озере и реках ловят хариуса, ленка, тайменя, налима, сорную рыбу (окунь, щука, сорога и т. д.). Однако главной промысловой рыбой региона является омуль, обитающий только в Байкале. Одной из промысловых рыб в прошлом, в XVIII — начале XIX вв., был также осетр, потерявший свое промысловое значение во второй половине XIX в. из-за его хищнического вылова, который привел к практически полной утрате поголовья.

Археологические исследования и материалы архивов, литературные источники и т.д. свидетельствуют о том, что сколько люди жили на оз. Байкал в прошлые века, столько для них одним из главных продуктов питания являлась рыба. Рыбный промысел у палеоазиатских племен, живших по побережью озера, позволял им в значительной степени обеспечивать себя пищей, а шкуры осетровых, при определенной обработке, служили и материалом для одежды. До XVII в. рыба служила также товаром при натуральном обмене между племенами, жившими по побережью Байкала и в степной части региона.

Проведенные археологические раскопки прибрежной территории вдоль Байкала фиксируют большое количество артефактов ( рыболовецких принадлежностей) , свидетельствующих о существенном развитии рыбного промысла. Встречаются приманки в виде рыб, сделанные как из кости, так и из камня, каменные грузила, остатки сетей, сплетенных из волоса животных и их сухожилий. Наскальные рисунки времен неолита изображают сцены рыбной ловли. Палеоазиатские племена рыбу ловили как с берега (с камней, далеко выступающих в воду) с помощью примитивных острог — гарпунов в виде заостренных палок с зазубриной, изготовленной из кости, так и сетями, расставленными в воде с помощью примитивных плавающих средств, в основном, плотов. Ловля на приманку, имитирующую рыбу, осуществлялась с берега. Рыба подманивалась приманкой как в светлое время суток, так и ночью с помощью факела. Подошедшая на приманку и свет от факела рыба тоже кололась острогой. У племен, проживавших в районе Малого Моря оз. Байкал, где распространены известковые породы, изготавливали приманки из мрамора, материала, хорошо поддающегося обработке. Неолитические стоянки характеризуются находками крючков, иногда даже составных, изготовленных из костей животных и рыб.

Большие скопления каменных грузил и остатки волосяных элементов сетей свидетельствуют о ловле рыбы сетями, что говорит о существовании коллективного лова. Основной добываемой рыбой, судя по костным остаткам, обнаруженным на неолитических стоянках, были осетр и налим. Ловля столь больших по размерам рыб позволяла единовременно получить значительные объемы продукта.

Массовое перемещение населения Предбайкалья, произошедшее в результате миграции с юга монгольских племен, частичная ассимиляция их с местными племенами в принципе не нарушили уклад жизни населения региона. Сохранился в основном и его рацион, появилось только несколько больше продуктов животноводства. При этом существенную роль играли охота и рыболовство, с изменением их значения в зависимости от сезонности. К приходу в Предбайкалье русских буряты ловили рыбу исключительно для собственного пропитания [1, С. 114]. В первой половине ХХ в. известный этнограф М. Н. Богданов характеризовал местные племена как охотничье- рыболовецкие «лесные» [2, С. 29].

По бурятским поверьям, в Байкале живет мифическая рыба Абарга — прародительница всех рыб в озере. Некоторые бурятские племена, к примеру булагаты и эхириты, своими прародителями считали рыб: эхириты — тайменя, булагаты — налима. При таких религиозных представлениях накладывалось табу на ловлю соответствующих рыб [3, с. 89].

Сохранившаяся информация от первых русских, побывавших на Байкале, говорит о его рыбных богатствах. Об обилии рыб в оз. Байкал и реках, в него впадающих, информировал, например, Николай Спафарий (1675). Об этом же писал протопоп Аввакум (1656): «Рыба в нем — осетры и таймени, стерляди и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем: во окиане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирны гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет» [4, С. 46].

В начале XVIII в. известный исследователь Сибири И. Георги отмечал: «Рыбной ловлей занимаются только в крайней нужде. У бурят бедные люди питаются как и тунгусы рыбой и кореньями».

С заселением в XVII — начале XVIII вв. края русскими рыболовство и торговля рыбой начинают все в большей степени приобретать промысловое значение. При этом у различных этносов, населявших побережье Байкала (бурят, тунгусов, русских), были свои способы ловли рыбы.

Первые русские насельники, оседавшие в крае, были в основном выходцами с севера европейской части России, в том числе и из Поморья, последние привнесли в край и навыки корабельно-лодочного морского строительства. Северное море и Байкал-море по характеру поведения как в штиль, так и особенно в непогоду схожи.

Первые русские поселения, основанные на берегах Байкала в XVII в., были редкими и находились на конечных и промежуточных пунктах водных маршрутов, пролегающих через Байкал. Это Листвянка—Никольск, Листвянка — Голоустное, Бугульдейка—Посольск, Листвянка—Кул- тук—Посольск. Все эти поселения, кроме Листвянки, имели удобные бухты для укрытия лодок и судов от байкальских штормов.

Центром лодкостроения на Байкале стала Посольская карга, расположенная рядом с Посольском. Строительство лодок велось на стороне, соседствующей с лесом, богатым кедровником — необходимым сырьем для их изготовления. Искусство строительства лодок было завезено на берега Байкала переселенцами-поморами. Лодки, построенные ими, были крепки, выдерживали любой байкальский шторм, имели идеальную форму, были совершенны и очень красивы.

В начале XIX в. ремеслом строительства подобных лодок в полной мере овладели соседствующие с русскими буряты, а в начале XX в. они стали основными их производителями, и у русского населения, поселившегося на Байкале позднее, после строительства сухопутного тракта и железной дороги, возникло убеждение, что производство лодок было исконно бурятским ремеслом.

С увеличением населения в Восточной Сибири потребность в байкальской рыбе значительно возросла. Особенно большим спросом у жителей Предбайкалья пользовался дешевый омуль. У бурят и русских, проживавших на Байкале, рыбный промысел перешел из разряда домашнего в промышленный. Рыба ловилась на продажу и стала приносить значительную часть доходов местного населения. Лов рыбы на Байкале был свободным. Исключение составляли те рыболовные места — тони, которые находились в частной собственности каких- либо учреждений или являлись рядовыми землями эвенков [5, С. 41]. Так, например, рыбными угодьями от Култука до По- сольска, длиной 200 км, владел Киренский монастырь, Посольский сор с впадающими в него реками Абрамихой и Култушной принадлежал Посольскому монастырю, Поливная карга, в 20 верстах от Баргузина, архиерейскому дому, Святой Нос — эвенкам шамигирского рода, Кургулицкая Губа Киренскому монастырю, Чивыркуйская река — ороченам. На этих угодьях промышленники могли ловить рыбу только по договоренности с владельцами, после уплаты арендной платы.

Следует отметить, что главные рыболовные угодья — устья рек Селенги, Баргузина, Верхней Ангары, по которым омуль шел на нерест, были государственными и все промышленники могли ловить его после нереста беспрепятственно. Официально Малое Море также относилось к разряду свободных, но по негласному закону, нигде письменно не зафиксированному, оно было полностью отдано в эксплуатацию местному населению — бурятам Еланцинского и Кугульского ведомств. Крупные рыбопромышленники, выезжая в мае из Листвянки на рыбный промысел, держали курс на Селенгу, а оттуда — в Чивыркуй и Верхнеан- гарск, не заходя в Малое Море.