Смекни!
smekni.com

Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях (стр. 1 из 2)

Особенности организации досуговых практик в современных социокультурных условиях

Л.В. Килимова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)

О.А. Ветрова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)

О.О. Нишнианидзе, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск).

В современное время изменение содержания и структуры досуга обусловлено воздействием социокультурных трансформаций. В последние десятилетия произошли смена ценностных установок в обществе, стремительное развитие социальной инфраструктуры, динамичное развитие компьютерных технологий, виртуализация многих общественных процессов.

Сегодня пространство досуга и его рациональное использование оказывается фактором развития человеческого потенциала и основой благополучия общества. Как отмечает Понукалина О.В., экономизация культуры, становление мощной индустрии культурных услуг приводят к изменению социальной морфологии досуга, консумеризации форм культурнодосуговой деятельности, появлению многообразия принципиально новых и существенно измененных традиционных видов досуга, и одновременно к неизменному вытеснению творческой активности личности [1, с. 56].

В условиях развития общества потребления происходит стирание фиксированных границ системы труд-досуг. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Досуг становится необходимым элементом производственного цикла и важным звеном процесса производства и потребления. Изменение ценностных ориентаций в отношениях к досугу способствует росту числа поставщиков-потребителей услуг, повышению привлекательности институци- альных практик. При этом в контекстах консумеризма значение приобретают не сам досуг в соответствии с его определением, а потребительские практики, осуществляемые в свободное время. Для тех, кому они оказываются недоступными, степень удовлетворенности снижается, свобода досуга сводится к свободе потребительского выбора; при этом досуг не перестает восприниматься как важная сфера жизни. На фоне снижения уровня жизни населения происходит сужение репертуара способов проведения свободного времени и снижение степени удовлетворенности возможностями его проведения [1, с.62].

Досуг городских потребителей основан на потреблении коммуникативного сервиса, в результате субъект досуговых практик включается в деятельность по созданию своей идентичности и чтению потребительских символов и кодов. В современных условиях приобретает все большую популярность так называемое демонстративное потребление досуга, или организация досуговой деятельности напоказ. Досуговые практики современной личности представляют собой совокупность устойчивых и массовых взаимодействий индивида в свободное от трудовых практик время, направленных на сохранение целостности личности и реализации ее внутреннего потенциала.

Изучение организации досуговых практик тесно связано с исследованиями бюджетов времени. Патрушев В.Д. отмечает, что в США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильноевоздействиеструктурно-

функциоалистской методологии Парсонса Т. и Мертона Р. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности. В Г ермании послевоенных лет под влиянием работ Хабермаса Ю. и Лумана

Н., исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности [2].

Изучением свободного времени занимались российские ученые еще в начале ХХ века. Так, академик Струмилин С.Г. в 20-е годы ХХ столетия среди показателей свободного времени выделял [3]:

физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;

культурную самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;

культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;

прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;

бездеятельный отдых и прочее.

Затраты свободного времени, в отличие от необходимого времени, обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Они имеют качественно иной характер. Во время осуществления досуговых практик личность формирует и проявляет свою субъективность. В идеале в это время непосредственно осуществляется всестороннее развитие индивида, его физическое и духовное совершенствование посредством творческого освоения этических, эстетических ценностей и других культурных образцов.

В научной литературе существует несколько подходов к определению досуга, которые можно разделить на четыре основных группы:

Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта.

Досуг как деятельность не связанная с работой.

Досуг, как свободное время, время выбора, когда личность занимается тем, что не является его обязанностью.

Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирая грань между «работой» и «не работой», и оценивает досуг с точки зрения поведения личности и ее отношения к времени.

В большей степени представляет интерес досуг как форма деятельности, отражающая субъектность личности и выражающаяся в определенных стратегиях досугового поведения. В современных социокультурных условиях досуговая практика - это не просто свободное время, деятельность, направленная на сохранение и восстановление целостности личности, досуг выступает одним из основных элементов культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами трудовой деятельности, политики, экономики, развитием новых информационных технологий, различного рода инноваций.

На сегодняшний день выделяют реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг [4, с.15]. Реальный досуг тесно взаимосвязан как с самой личностью, так и с обществом, это некое состояние деятельности, создание личностной свободы, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг связан с удовлетворением ложных потребностей личности и несет в той или иной степени разрушение как самой личности, так и общества.

Досуговые практики и реализация свободного времени тесно взаимосвязаны с культурой. По существу культура выступает в качестве направляющего вектора в реализации свободного времени личности, его определенного «наполнения». Сам досуг в этом случае рассматривается как особая форма деятельности личности, специфический способ ее самореализации и самоидентификации.

Характеристики досуга, выявленные учеными, достаточно разнообразны. Однако досуговые практики можно характеризовать как добровольную, творческую деятельность, формирующую и развивающую личность, способствующую ее самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия; формирующую и трансформирующую ценностные ориентации, социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Следовательно, досуговые практики всегда имеют социальный аспект, т.к. они ориентированы не только на личность и удовлетворение ее потребностей, но и общество в целом. Это вызвано рядом социальнозначимых функций, выполняемых досугом [5, с.176]:

повышает интеллектуальный, культурный и образовательный уровень;

способствует снятию стрессов, напряжения и физическому развитию личности;

обеспечивает рациональное использование свободного времени.

Данные функции проявляются в полной мере при рационально спланированном отдыхе, не являющемся формой реализации мнимого досуга. Естественным последствием отсутствия правильно организованного отдыха является праздность и бездеятельность, приводящая к снижению умственной работоспособности, физического здоровья, к нравственному и культурному вырождению. Бирюкова А.В., отмечая невозможность полноценного развития личности без содержательного отдыха, пишет: «.личность останавливается на определенной ступени своего развития, является пассивным членом общества, обычным потребителем развлекательных услуг, лишенным самостоятельности, возможности сделать правильный выбор, ею овладевает страх перед решением жизненных проблем» [5, с.177].

Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться. Это обусловлено поисками трудоспособного населения, особенно жителей средних и малых городов, дополнительных заработков; различного рода кризисами и модернизационными процессами, происходящими в современном обществе. Сегодня наблюдается дисбаланс между потенциальными возможностями личности и заданными ценностно-нормативными стереотипами, детерминирующими досуговую деятельность.

Согласно данным всероссийского социологического исследования «Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов» [6], приоритет в досуговых практиках россияне отдают потреблению масс-медийных продуктов (около 78% респондентов в свободное время обычно «смотрят телевизор, слушают радио, используют Интернет»). Важно заметить, именно масс-медиа формируют стереотипы предпочитаемых способов проведения досуга.

В России досуговые практики сопряжены с виртуализацией. Средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, конструируют образ жизни активного населения, вырабатывают стереотипы представлений о модных способах поведения. Наиболее отчетливо это проявляется в практиках потребления.

Различные телевизионные проекты, игровой азарт всевозможных розыгрышей, развитие индустрии виртуальных игр и гатжетов погружают целевую аудиторию в мнимую реальность с их действительными чувствами и отношениями.