Смекни!
smekni.com

Астрономия (стр. 2 из 9)

Обратим теперь наше внимание на некоторые наиболее при­мечательные кратеры. Чуть южнее Моря Гумбольдта виден крупный Лунный кратер -Эндимион. Поперечник его близок к 100 км, а дно совершенно ровное, лишенное центральной горки. Зато расположенные южнее Эпдимиона два лунных кратера, Атлас и Геркулес, морфологически представляют со­бою лунные образования иного типа. Внутри Геркулеса видно чашеобразное жерло, окруженное разбросанными вокруг лун­ками, столь же хорошо сохранившимися, как и это жерло. Вполне возможно, что из этих жерл и лунок извергалась лава д края лавового «озера» застыли, образовав вал кратера^)

Внутри кратера Атлас видны несколько свежих небольших кратеров-лунок, прерывистые гребни полузатопленных валов. Ло-видимому, извержения лавы происходили здесь неодно­кратно.

В гористой области, расположенной юго-восточнее пере­численных кратеров, найдите кратеры с центральными гор­ками. Из них типичны Эрстед, Франклин, Гемин, Клеомед. Из кратеров с ровным дном наиболее примечателен Гаусс, расположенный вблизи края лунного диска. Его поперечник превышает 130 км.

К югу от Моря Кризисов на краю Моря Плодо­родия (или Изобилия) обращает на себя внимание крупный кратер Лангрен (поперечник 160 км) с центральной горкой высотой 900 м. Еще крупнее кратеры Венделин, Петавий и Фурнерий, вместе с Лангреном образующие цепочку кольце­вых лунных гор, различимых даже в полевой бинокль. Вен­делин и Петавий имеют в поперечнике 136 км, Фурнерий не­сколько меньше—119 км. Вал последнего достигает высоты 3500 м. Но эти кратеры столь велики, что из их центра уви­деть кольцевой вал невозможно — дальность горизонта на Луне из-за сравнительно большой искривленности ее поверх­ности составляет всего 2,5 км (на Земле—4,8 км). Поэтому сказанное относится не только к исполинским лунным крате­рам, но и к кольцевым горам средних размеров. При большом увеличении внутри Венделина и на его западном наружном склоне можно различить несколько трещин, пронизанных не­большими, но многочисленными жерлами. Вряд ли можно сом­неваться, что образование такого рода трещин, этих разломов лунной коры, связано с вулканическими процессами.

Рассмотрим внимательно еще один крупный лунный кра­тер Жансен, находящийся северо-восточнее Фурнерия в очень гористой, испещренной кратерами местности. Образование это замечательно прежде всего размерами — поперечник Жан-сена 204 км\ Обратите внимание на сложную структуру дна кратера, на кратеры, сформировавшиеся там, где когда-то, по-видимому был древний вал Жансена. Картина эта характерна для многих районов Луны, где мы видим, как на валу круп-' ного кратера возникли меньшие, «паразитные», как их назы­вают, кратеры — образования, заведомо более молодые, чем основной крупных кратер. Вы можете в окрестностях Жан­сена найти немало подобных примеров. Они свидетельствуют о разном возрасте различных лунных образований, о постепен­ном формировании современного_лика Луны, процессе, растя­нувшемся йгГмиллиарды лет. Значит, на Луне есть образо­вания молодые; старые и очень~древние_и вряд ли можно сомневаться, что эволюция лунной поверхности отнюдь не за­вершилась в прошлом, но продолжается и поныне.

Известный советский исследователь Луны А. В. Хабаков различает следующие шесть периодов в эволюции поверхности Луны):

1. Первоначальный период, когда Луна была покрыта пер­вобытной корой с бугристой или гребнистой поверхностью. Ни­каких кольцевых гор в ту пору на Луне не было. Быть может, лишь отдельные, лишенные кратеров участки лунных «мате­риков» сохранили какие-то следы первоначального периода.

2. Древнейший период, последовавший за первоначальным, был периодом активного кратерообразования за счет главным образом внутренних, «эндогенных» сил. От этого периода следы также, по-видимому, не сохранились. Быть может, лишь «фестончатый» край Алтайских гор состоит из полуразру­шенных древнейших лунных кратеров.

3. Древний или алтайский период характерен опусканием значительных участков лунной коры, сопровождавшихся обиль­ными излияниями лавы. В этот период формировались древние «моря» Луны, ныне почти полностью исчезнувшие. Ал­тайский хребет, расположенный на материке, возможно, когда-то был берегом древнего моря, исчезнувшего в следующий период.

4. Средний иди птолемеевский период, когда снова, как и в древнейший период, началось интенсивное кратерообразование, сопровождавшееся исчезновением древних лунных мо­рей. Из старых кольцевых гор, возникших в ту эпоху, остался кратер Птолемей, а также ряд полузатопденных лавой кра­теров.

5. Новый или океанский период, отмечен новыми гранди­озными опусканиями лунной коры, затоплением лавой боль­шинства возникших до этого кратеров и, наконец, формиро­ванием современного пояса лунных морей со знакомыми нам очертаниями.

6. Новейший или коперниканский период характерен новым появлением кратеров на поверхности морей. Из этих мо­лодых, отлично сохранившихся кратеров с их резким релье­фом и расходящимися радиально от них светлыми лучами наи­более примечателен кратер Коперник, находящийся на поверх­ности Моря Дождей.

Периодичность в эволюции Луны связана, как считает А. В. Хабаков, с пульсацией лунного шара, с его периоди­ческим расширением и сжатием. В эпохи расширения воз­никали кратеры, в эпохи сжатия — низменности морей, залитые лунным «соком» — лавовыми излияниями. Естественно, что сжатия и расширения приводили к растрескиванию лунной коры — отсюда то обилие трещин и борозд, которые мы наблю­даем на поверхности нашего спутника. Точнее, трещины и бо­розды, эти разломы открытого типа, возникали при расшире­ниях Луны. При ее же сжатии на поверхности морей обра­зовывались валы и жилы, то есть разломы закрытого типа.

В нижней, северной части лунного диска на поверхности частично видимого Моря Холода выделяются валы. Они от­лично просматриваются и на поверхности Моря Кризисов и Моря Плодородия.

Из разломов открытого типа весьма интересна Долина Рейта, расположенная в южной части лунного диска. Она тя­нется почти с юга на север, достигая в длину 150 км. Ши­рина долины в среднем близка к 20—25 км, хотя вблизи кра­тера Рейта эта долина сужается, уступая место кратерному валу. Любопытно, что Долина Рейта пересекается серией по­перечных рубцов — также разломов лунной коры, но возник­ших позже долины.

Из полузатопленных лавой кратеров интересны кратер Гертнер в Море Холода, кратер Лемонье в Море Ясности, кра­тер Дагерр в Море Нектара. Читателю предоставляется инте­ресная задача — отыскать сначала па карте, а затем и на мо­лодой Луне другие полузатопленные и частично разрушенные лунные кратеры — наглядное свидетельство бурных катаклиз­мов, когда-то происходящих на поверхности Луны.

На поверхности Моря Плодородия есть два небольших, прпмкнуыцих друг к другу кратера-близнеца Мессье А и Мессье B^^Ix поперечники не превосходят 15 км, но от кра­тера Мессье А по поверхности моря тянется светлый луч дли­ной 217 км. Внешне он напоминает хвост кометы или луч про­жектора и, несомненно, образован веществом, выброшенным из Мессье А. Кстати сказать, детальные исследования этого необычного кратера показали, что «жерло» кратера Мессье А направлено не вертикально вверх, а подобно жерлу пушки» наклонно к горизонту. Пожалуй, в этом случае светлое ве­щество могло быть лишь извергнуто из лунных недр — при па­дении метеорита и его последующем взрыве выброс лунного грунта происходил бы во все стороны примерно равномерно. О кратерах-близнецах Мессье существует обширная лите­ратура. При разных условиях освещения они видны по-раз­ному и долгое время многие наблюдатели были уверены, что в данном случае речь идет о реальных изменениях лунного рельефа, происходящих буквально на глазах. На самом деле в этой иллюзии видна игра света.

Мы закончим знакомство с достопримечательностями моло­дой Луны подробным обозрением Моря Кризисов. В сущности, это лунное море диаметром около 600 км, с ок­руглой формой, обрывистыми берегами и ровным, чуть-чуть зеленоватым дном можно считать очень крупным лунным кра­тером. Во всяком случае морфологически оно сходно с уже знакомыми нам кратерами Лангреном или Венделипом, отли­чаясь от них лишь большими размерами. Вдоль всей при­брежной линии Моря Кризисов видны частично разрушенные, полузатопленные древние кратеры и есть данные, свидетельст­вующие о том, что под дном Моря Кризисов погребен древ­ний кратерный рельеф.

Море Кризисов, как и чуть меньшее, но похожее на него Море Нектара, иногда называют кратерными морями. Некото­рые исследователи склонны считать кратерными даже такие огромные лунные моря, как Море Ясности и Море Дождей. В какой мере это обобщение соответствует действительности, покажет будущее.

НА ПОВЕРХНОСТИ ПОЛУМЕСЯЦА

Через неделю после новолуния наступает фаза первой чет­верти, когда молодой полумесяц с раннего вечера и почти до полуночи становится весьма удобным объектом для наблюде­ний. Терминатор делит пополам видимый диск Луны и в сол­нечном освещении открываются новые, весьма интересные об­ласти соседнего мира.

Обратим прежде всего внимание на округлое Море Ясности, возможно, принадлежащее, как уже говорилось, к числу кратерных морей. Правда, окружающие его горные области не образуют сплошного кольца — рассмотрите на карте «проливы» из Моря Ясности в соседние Море Спокойствия и Озеро Сновидений. И все-таки некоторое сходство с испо­линским кратером у Моря Ясности, безусловно, есть.

Продвигаясь вдоль берегов Моря Ясности, мы встретим не­мало полузатопленных (кратер Посидоний) или почти затоп­ленных (кратер Лемонье) древних кольцеобразных гор. И на­ряду с этим в южной части моря, на границе с Морем Спо­койствия, выделяется своей прекрасной сохранностью молодой кратер Плипий.