Смекни!
smekni.com

Современная модель эволюции Вселенной (стр. 2 из 7)

Коперник доказывал, что не Вселенная движется вокруг неподвижной Земли, а, наоборот, Земля перемещается в космическом пространст­ве.

Но идеи Коперника были поначалу только гипотезой, не доказанной фактами. Ведь в XVI веке астрономия не обладала приборами, способными помочь человеку постичь природу небесных тел. Все известные тогда астрономические инструменты имели значение для наблюдательной астрономии, помогали изучать видимые движе­ния и положение звезд и планет на небосклоне. Эти наблюдения, в конце концов, тоже сыграли свою роль в создании подлинной картины мира, но они не могли рассказать людям об устройстве, размерах небесных тел и масштабах Вселенной.

Гипотеза Коперника противоречила христианскому учению о месте человека в мире. Она подрывала ту древнюю картину Вселенной, которая была закреплена в “священном писании” (Библии).

Прежде всего, оказалось, что небеса состоят из таких же материальных объектов, как и Земля: на Луне обнаружились горы, “моря” и долины; на Солнце - пятна; Млечный Путь распался на бесчис­ленное множество отдельных звезд и т. д.

Оказалось также, что неверна и теория о тяготении всех небесных тел к центру мира - Земле. Уже при первых наблюдениях Галилей (1564-1642) обнаружил, что вокруг плане­ты Юпитер движутся четыре спутника и что, следовательно, во Вселенной помимо Земли могут быть другие центры притяжения.

Наблюдения Венеры обнаружили, что она проходит, подобно Луне, смену види­мых фаз, приобретая вид то узкого серпика, то полного диска. Это было прямым доказательством ее обращения вокруг Солнца.

Так за несколько месяцев рухнула под ударами новых фактов вся средневеко­вая картина мира. Недаром Галилея, совершившего этот научный подвиг современ­ники прозвали Колумбом Вселенной.

Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос­подствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта.

Учения Декарта и Ньютона отбросили один очень важный момент - фигуру Бога. Рационально-меха­нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по­следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст­венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако­нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Понятая действитель­ность - гигантские космические просторы, в которых дви­жутся по четким траекториям массы материи - не несет в себе никакой необходимости появления человека и созна­ния. Человек в этом мире - ошибка, описка, курьезный слу­чай. Он - побочный продукт звездной эволю­ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная, не живет, а су­ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее - ненужная роскошь, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов - маленьких неделимых частиц, обладающих постоян­ной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб­солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред­ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни­сколько от них не завися, и лишь предоставляя им возмож­ность перемещения под воздействием силы притяжения. Точно так же время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает как огромный, полностью детерминированный часовой меха­низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан­ных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать лю­бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей.

Вселенная, представленная виде комплекса механиче­ских систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от “большого взрыва’’ до сегодняшнего дня - результат слепого и стихий­ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно, как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, со­знание никогда не проявилось бы в бытие. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания - не только загад­ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающе­му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко­торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной Вселенной. Субъективное перемалывается жерновами объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмерный, бесстрастно уничтожающий все человеческое, да и просто не замечающий его.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали. что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ­лялось механистической науке, и что сознание человека из­начально включено в само наше восприятие действительно­сти.

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе­реплетены и образуют пространственно-временной контину­ум. Поток времени не является равномерным и однород­ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от­носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант­ских космических тел пространство способно искривляться, а время - замедляться.

Нобелевский лауреат Илья Пригожин положил начало новому принципу ос­мысления действительности. В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич­ную динамическую неопределенность, оказалось возмож­ным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направле­нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается еди­ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо­дящей на новые ступени бытия.

На базе подходов, отбросивших старые представления, возникают радикалистские взгляды. Вселенная - это бесконечная сеть взаимо­связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое. Все теории естествознания - лишь создания чело­веческого разума, только версии бытия.

Современные естествоиспытатели все более обращаются к опыту индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренних потенций действительности. Одна из его главных задач - познание соб­ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.

Как раскрывают тайны Вселенной

Научное исследование природы человеком никак не могло ограничиться простым созерцанием окружающего мира и отвлеченными логическими рассуждениями о его возможном устройстве. Чтобы открыть закономерности тех или иных явлений, изучить строение природных объектов, людям необходимы были, прежде всего, наблюдения и опыты.

Первый, начальный этап любого исследования - наблюдение, второй, наиболее действенный способ - эксперимент.

Неудивительно поэтому, что познание человеком окружающего мира началось с изучения тех объектов и явлений, которые он мог непосредственно наблюдать, осязать, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни, в производствен­ной практике.

Что же касается внутренней сущности явлений, глубоких закономерностей, лежащих в их основе, то люди задумывались об этом еще в глубокой древности, но в те времена они могли высказывать на этот счет в большинстве случаев лишь чисто умозрительные догадки. И лишь на определенном этапе своего развития наука получила возможность изучать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от непосредственного наблюдения.

Важнейшим поворотным этапом в развитии науки, с которого, по существу, началось научное исследование природы, явилось, как уже было сказано, учение поль­ского астронома Николая Коперника.

Заслуга Коперника состояла не только в том, что он создал гелиоцентрическое учение о строении мира, но и в том, что вместо принципа “Мир таков, каким мы его наблюдаем” он утвердил в естествознании иное положение: “Мир не таков, каким он нам кажется”. И задача естествознания в том и состоит, чтобы вскрывать эту внутреннюю природу явлений.

Когда наука проникла в мир атома, в мир микропроцессов, она столкнулась с целым рядом “странных”, “диковинных” явлений, но так и должно быть.

И нет ничего поразительного в том, что поиск этих закономерностей идет не толь­ко в земных физических лабораториях, но и в лаборатории космоса. Ведь, в конечном счете, любой космический объект, какими бы гигантскими масштабами он ни обладал, состоит из элементарных частиц. Поэтому физика и астрономия тесно связаны между собой. Но если в физике основным средством познания является эксперимент, то астрономия - наблюдательная наука, что неизбежно затрудняет изучение космиче­ских процессов и объектов.