Смекни!
smekni.com

Основы института наследования (стр. 4 из 16)

Ограничивает свободу завещания только правило об обязательной доли в наследстве (ст. 1149 ГК). Ошибочно будет считать, что распределение наследственного имущества зависит полностью от волеизъявления завещателя, поскольку несовершеннолетние и нетрудоспособные дети наследодателя имеют право на обязательную долю в наследстве. В число таких наследников включаются также несовершеннолетние и нетрудоспособные дети, усыновленные завещателем. Право на обязательную долю в наследстве возникает, кроме этого, у иждивенцев завещателя при условии, что они состояли на его иждивении в течение одного года до его смерти[29].

Обязательная доля представляет собой часть всего наследственного, а не только завещанного имущества. Если завещатель распорядился своим имуществом, соблюдая норму об обязательной доле в наследстве, то нет оснований, выделять обязательную долю из завещанной части имущества. Завещание, которое составлено на все наследственное имущество без учета обязательных наследников, подлежит исполнению лишь части, оставшейся после исключения из него обязательных долей. Так, «на основании договора о приватизации квартиры от 28. 01. 1993 года квартира по ул. Куйбышева г. Самара была проведена в общую совместную собственность Белокурову А.Е. и Белокуровой В.И. В 1993 году Белокурова В.И. вступила в брак с Савватеевым, 05. 08. 2004 г. умер Белокуров А.Е. После его смерти Белокурова - Савватеева фактически приняла наследство. Белокурова умерла 14. 08. 2006 года, оставив завещание в пользу Шилиной. Государственный нотариус С. 30. 05. 2007 года отказал Савватееву в выдаче свидетельства о праве на наследство на обязательную долю по той причине, что после смерти Белокурова А.Е. в нотариальную контору никто не обращался, на момент смерти Белокуров в квартире прописан не был и доля квартиры, которая должна наспедоваться после смерти Белокуровой, не определена. Савватеев обратился в суд с иском к Шилиной об установлении долей в праве собственности на квартиру Белокуровых, об установлении факта принятия Белокуровой наследство после смерти Белокурова и о признании за ним права собственности на обязательную долю в наследстве жены в размере 2/3 квартиры. Решением Самарского районного суда от 03. 07. 2007 года иск Савватеева был полностью удовлетворен»[30].

Наследником по завещанию может быть любое лицо независимо от возраста, от характера взаимоотношений с завещателем, от степени их родства, от места жительства в отличие от наследования по закону. Исходя из этого, завещатель может распорядиться своим имуществом по своей воли и, руководствуясь своими интересами. «Наследование по завещанию подразумевает изъявление воли наследодателя по распоряжению принадлежащим ему имуществом»[31].

В научной литературе существует точка зрения, согласно которой вне зависимости от основания, наследование осуществляется по воле наследодателя, «ибо имеется в виду, что не оставив завещательного распоряжения на случай своей смерти, наследодатель тем самым заранее согласился с наследованием его имущества теми членами семьи и другими лицами (родственниками, нетрудоспособными), которым право предоставлено законом»[32]. На этот счет высказывает возражения Т.Д. Чепига, указывая, что относительно того, как бы распорядился наследодатель своим имуществом, законодатель никаких предположений не строит, а прямо предоставляет гражданину возможность сделать распоряжение на случай смерти, изъявив свою волю. В противном случае, «если бы требования закона, имеющие всеобщий характер, основывались на предположении воли каждого конкретного субъекта, тогда в каждом конкретном случае наследование по закону можно было бы оспаривать разумность предположения закона или доказать, что предполагаемая законом воля наследодателя не соответствует действительной воли»[33].

Право гражданина завещать свое имущество является элементом гражданской правоспособности, которая согласно п.2 ст. 17 ГК РФ возникает в момент рождения и прекращается смертью. Так как завещание является сделкой, то одним из обязательных условий действительности завещания является дееспособность завещателя. Под дееспособностью понимается, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п.1 ст. 21 ГК РФ).

Наследование по завещанию имеет своим началом идею свободы и полноты частной собственности, охватывающей свободу завещаний и осуществление распоряжений собственника на случай смерти, а «также идею социального бремени собственности и ограничения свободы завещания в пользу лиц, чье - материальное обеспечение признается относящимся к обязанности наследодателя»[34].

Помимо наследования по завещанию, основанием возникновения права на наследство является закон. ГК РФ воспринял принципы наследования по закону, установленные ранее действовавшим законодательством. К таким принципам можно отнести: определение исчерпывающего перечня лиц, имеющих право наследования по закону; очередность призвания наследников по закону к наследованию; равенство долей наследников по закону, за исключением долей наследников, наследующих по праву представления; призвание к наследованию независимо от очередности нетрудоспособных иждивенцев наследодателя. С.Н. Братусь весьма удачно выразил суть наследования по закону: «наследование по закону основано на предположении, что закон, устанавливающий круг наследников, очередность их признания к наследству, размеры наследственных долей, соответствует воле наследодателя[35], не пожелавшего или не смогшего выразить свою волю иначе — путем завещательного распоряжения»[36]. Наследование по закону имеет место, когда оно не изменено завещанием. Г. Гроций в свое время пришел к заключению, что наследование по закону, есть только суррогат наследования по завещанию, т. к. всякое наследование основывается на воле наследодателя определенным образом распорядиться своим имуществом; за отсутствием же явно выраженной воли, имущество должно следовать согласно его предполагаемой воле, т.е. близким ему по крови, а именно родственникам и в первую очередь детям[37].

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, прямо установленных Гражданским кодексом РФ. В соответствии с этим положением условия и порядок наследования по закону действуют, в частности, в случаях, если:

наследодатель не оставил завещания;

наследодатель отменил составленные им завещания и устранил их действия в качестве оснований наследования;

завещания (одно, несколько или все) признаны судом недействительными и в целом отпали как основания наследования;

завещательные распоряжения касаются лишь части наследства, ввиду чего оставшаяся не завещательной часть наследства переходит к правопреемникам в порядке наследования по закону;

завещание содержит иные распоряжения, которые не устраняют наследования по закону в целом, как, например, распоряжение о завещательном отказе, возложенном на одного из наследников по закону, при отсутствии в завещании других указаний, изменяющих порядок наследования по закону, либо распоряжение, лишающее определенного наследника по закону права наследования, но не отменяющее других правил наследования по закону[38].

Очередность призвания к наследованию является важнейшим принципом наследования по закону, так как каждая определенная законом группа наследников обладает преимущественным правом призвания к наспедованию перед другой группой наследников по закону. Немало споров среди специалистов вызвало значительное расширение круга наследников по закону. Так, одни ученые пишут: «такое расширение круга лиц определяется господствующей в государстве тенденцией ко всемирному, может быть, даже не всегда оправданному, освобождению государства от управления каким бы то ни было имуществом.... Но в то же время цель разработчиков понятна — сохранение частного собственника имущества»[39]. По мнению Ю.С. Харитоновой: «Бесспорно, расширение круга наследников по закону - это прогрессивный шаг на пути совершенствования наследственных правоотношений. Сокращение случаев призвания к наследованию государства при наличии родственников либо нетрудоспособных иждивенцев наследодателя способствует укреплению и развитию основных начал гражданского законодательства в целом»[40].

По нашему мнению, было бы справедливо, если бы законодатель седьмую очередь перенес на первую очередь, и они наследовали бы вместе с наследниками первой очереди и п. 1 ст. 1142 ГК РФ следует изложить в следующей редакции: «наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг, родители, а также пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя». Законодатель расширил круг наследников, но не предусмотрел один факт, который, на наш взгляд, кажется существенным.