Смекни!
smekni.com

Основы установления и регистрации отцовства (стр. 2 из 5)

Государственная регистрация установления отцовства (добровольного признания отцовства) производится органом загса по месту жительства отца или матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка, либо по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случаях, когда отцовство лица устанавливалось в судебном порядке, органом загса по месту вынесения судом решения об установлении отцовства. При государственной регистрации установления отцовства органом загса составляется запись акта об установлении отцовства. На основании записи об установлении отцовства в запись акта о рождении ребенка вносятся сведения о его отце. Орган загса, кроме того, обязан сообщить в трехдневный срок со дня государственной регистрации установления отцовства органу социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка о внесении исправлений и дополнений в запись акта о рождении ребенка в связи с установлением отцовства. По просьбе родителей орган загса выдает им (одному из них) свидетельство об установлении отцовства (ст. 49, 55-57 Закона об актах гражданского состояния).

Руководитель органа загса имеет право отказать в государственной регистрации установления отцовства при наличии сведений об отце в записи акта о рождении ребенка, если только эта запись не была составлена по указанию матери ребенка, не состоящей в браке.

Установление отцовства с судебном порядке

Установление отцовства влечет необходимость несения отцом определенных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка. Поэтому далеко не все лица при рождении ребенка у несостоящей с ними в браке женщины добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его "оформления" путем подачи соответствующего заявления в орган загса. Это нередко приводит к установлению происхождения ребенка от конкретного мужчины (отцовства) в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц.

К необходимым условиям установления отцовства лица в судебном порядке закон (ст. 49 СК) относит следующие обстоятельства:

1) отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка;

2) отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка в орган загса об установлении отцовства;

3) отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установление отцовства по заявлению отца ребенка в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав.

Инициатором установления отцовства в судебном порядке чаще всего выступает мать ребенка. Однако ст. 49 СК предусмотрена возможность подачи заявления в суд об установлении отцовства и иными лицами. В частности, суд обязан принимать исковые заявления об установлении отцовства не только от матери, но и от отца ребенка. На практике такое может быть в случаях, если мать ребенка: а) отказалась подать совместное с отцом ребенка заявление в орган загса об установлении отцовства (ч. 1 п. 3 ст. 48 СК), б) если мать умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, а орган опеки и попечительства не дал согласие на установление отцовства в органе загса только на основании заявления отца ребенка.

К числу лиц, имеющих право обратиться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства, относится также опекун (попечитель) ребенка. Исковое заявление может быть подано и лицами, на иждивении которых находится ребенок, при этом они не являются его опекунами (попечителями). На практике ими чаще всего являются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя и т д.), хотя не исключено нахождение ребенка на иждивении и у совершенно посторонних для него лиц. Обратиться в суд с требованием об установлении отцовства вправе и сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

Учитывая, что законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Однако необходимо иметь в виду, что в силу п. 4 ст. 48 СК установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста восемнадцати лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

Дела об установлении отцовства рассматриваются судами в порядке искового производства. Естественно, что чаще всего иск предъявляется к предполагаемому отцу, за исключением весьма редко встречающихся в судебной практике случаев, когда иск подан им самим вследствие отказа матери подать в орган загса совместное заявление об установлении отцовства. Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. С иском об установлении отцовства и взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка истец вправе по своему выбору обратиться в суд по месту жительства ответчика или в суд по своему месту жительства (ст. 118 ГПК). В случаях, если место пребывания лица, к которому предъявлен иск об установлении отцовства и взыскании алиментов, неизвестно, то судом в соответствии со ст. 112 ГПК может быть объявлен его розыск.

Судебные споры об установлении отцовства относятся к категории достаточно сложных дел. Как правило, они продолжительны по срокам рассмотрения и морально тяжелы для всех участвующих в них лиц.

Запись об отце ребенка, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указанного в ней лица. Поэтому при рассмотрении иска об установлении отцовства в отношении ребенка, отцом которого уже значится конкретное лицо (п. 1 и 2 ст. 51 СК), оно должно быть обязательно привлечено судом к участию в деле, так как в случае удовлетворения заявленных требований прежние сведения об отце должны быть исключены (аннулированы) из актовой записи о рождении ребенка.

Если при рассмотрении дела об установлении отцовства ответчик выразил согласие подать заявление об установлении отцовства в орган загса, то суд должен выяснить, не означает ли это признание ответчиком своего отцовства, и обсудить вопрос о возможности принятия признания ответчиком иска и вынесения решения об удовлетворении заявленных требований (ч. 2 ст. 34, ч 5 ст. 165 ГПК), а утверждать мировые соглашения по данной категории дел суды не могут.

Вопрос об основаниях установления отцовства в судебном порядке заслуживает особого внимания. Действующее законодательство предусматривает, что в каждом конкретном случае решение по исковому заявлению об установлении отцовства принимается судом с учетом любых доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 СК). Таким образом, суд должен установить один-единственный факт — действительное происхождение ребенка.

В связи с существенным отличием предусмотренных действующим законодательством оснований для установления отцовства от тех, что предусматривались в ст. 48 КоБС, и положениями п. 1 ст. 168 и п. 1 ст 169 СК о применении норм Кодекса к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, следует иметь в виду, что суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотрении дела об установлении отцовства — ст. 49 СК или ст. 48 КоБС, должен исходить из даты рождения ребенка. Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК (то есть 1 марта 1996 г. и позднее этой даты), суд должен принимать во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. В отношении же детей, родившихся до введения СК в действие (то есть до 1 марта 1996 г.), суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС, принимая во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. Поэтому ч. 2 ст. 48 КоБС будет применяться в судебной практике и впредь.

Вместе с тем рассмотренное правило о применении законодательства по основаниям установления отцовства следует применять на практике гибко, поскольку в силу ч 2 ст. 306 ГПК формальные мотивы, связанные с необходимостью применения судом ст. 48 КоБС или ст. 49 СК (в зависимости от даты рождения ребенка), не всегда могут повлечь отмену судебного решения об установлении отцовства, если оно правильно по существу, то есть получены достоверные доказательства происхождения ребенка от конкретного лица. Характерным примером является следующее определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Совместное проживание и ведение общего хозяйства ответчиком с матерью ребенка до его рождения как основание установления отцовства по ч. 2 ст. 48 КоБС в отношении детей, родившихся до введения в действие СК, может подтверждаться наличием обстоятельств, характерных для семейных отношений: проживание матери и предполагаемого отца ребенка в одном жилом помещении, совместное питание, взаимная забота друг о друге, приобретение имущества для совместного пользования и т. п. Характерно, что при ведении общего хозяйства затраты средств и труда обоих или одного из совместно проживающих лиц направлены на удовлетворение общих семейно-бытовых потребностей (приготовление пищи, стирка, уборка, закупки продуктов питания и предметов первой необходимости). Таким образом, речь идет о наличии устойчивых, фактических семейных отношений между матерью ребенка и ответчиком. Закон не требует, чтобы их совместное проживание и ведение общего хозяйства продолжались до самого рождения ребенка, не установлена законом и длительность подобных отношений. Прекращение таких отношений сторон до рождения ребенка само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска об установлении отцовства, за исключением случаев, когда они были прекращены до начала беременности матери. Отсюда следует, что главным здесь является установление факта семейных отношений на протяжении какого-то времени между матерью ребенка и ответчиком от момента зачатия ребенка до рождения ребенка. Не исключено также, что отцовство по данному основанию может быть установлено в случаях, когда мужчина и женщина не проживали совместно по объективным причинам (отсутствие собственного жилья, проживание в разных общежитиях), но фактически семья сложилась и они вели общее хозяйство в специфических условиях и формах Так, если будет доказано, что ответчик регулярно приходил к истице, ночевал у нее (или наоборот), они вместе питались, приобретали вещи для совместного пользования, ответчик высказывал намерение "узаконить" фактически сложившиеся семейные отношения.