Смекни!
smekni.com

Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 15 (стр. 7 из 8)

Капитализм, западная цивилизация проникали таким образом в восточное общество, видоизменяли его, заставляли людей отказываться от привычного образа жизни и от привычного хода мыслей. Ко­нечно, далеко не все жители колоний и зависимых стран оказались «выбиты» из традиционного укла­да — например, даже в серьёзно втянутом в мировое хозяйство Китае лишь 7% населения в начале XX в. были как-то связаны с западным рынком. Но тем не менее необходимость отказа от привычного жизненного уклада страшно нервировала людей, и без того отрицательно относившихся к засилию ев­ропейцев. Люди видели в проникновении европей­ской цивилизации причину всех бед восточного об­щества. Например, участники восстания ихэтуаней в Китае (1900 г.) считали, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят дракона земли и сводят на нет его хорошее влияние на землю. Красные кап­ли, которые капают с железной змеи (т. е. ржавчина, отлетающая от телеграфных проводов), являют­ся кровью оскорблённых духов. Эти духи не в силах помочь нам, когда эти красные капли падают возле нас». В большей или меньшей степени такое отно­шение к западной цивилизации проявлялось и во время других крупных восстаний на Востоке — сипайского восстания в Индии (1857—1859 гг.), бабидского движения в Иране (1848—1852 гг.) и т. д.

Правда, образованный слой общества (а европей­цы, особенно англичане, кое-что делали для про­свещения народов) понимал необходимость заимст­вования достижений европейской цивилизации хо­тя бы для того, чтобы добиться независимости. В восточных странах существовали три направления в подходах к заимствованию. Представители пер­вого считали, что можно ограничиться перенима­нием военной технологии, отринув при этом другие достижения Запада, в том числе его политические идеи (султан Абдул Хамид в Османской империи, императрица Цыси в Китае). Но этот путь ничего не дал их странам. Представители другого направ­ления — в основном новая интеллигенция, знако­мая с западными идеями, — понимали, что нужно реформировать всё общество, взять лучшее из по­литической системы, экономической жизни, идео­логии Запада (деятели раннего Индийского нацио­нального конгресса, Кан Ювей в Китае и др.). В начале XX в. выделилось в некоторых странах и третье течение — радикальное, ставившее во главу угла социальные вопросы. Самым ярким его пред­ставителем был китайский революционер Сунь Ятсен.

Тем не менее все эти течения объединяло одно обстоятельство, которое было совершенно естест­венным в условиях подчинения их стран западным державам, — националистическая окраска. Нацио­нализм получил серьёзный толчок во время Первой мировой войны, когда в силу объективных причин (в том числе из-за того, что в морях хозяйничали германские подводные лодки) колониальные стра-

479

ны резко ослабили торговые связи с метрополиями. Оказалось, что некото­рые страны — Индия, Китай, Египет — за счёт индустриального труда вполне могли обеспе­чить себя некоторыми видами промышленной про­дукции. Усилились национализм, желание выйти из-под опеки Запада. Турции при Ататюрке, Ирану при Реза-шахе это в общем удалось. Но в целом Европа пока ещё была заинтересована в политиче­ском контроле над колониями и не желала ликви­дировать свою колониальную систему. Тем не менее уже в 20—30-е гг. XX в. наиболее дальновидные представители правящих кругов метрополий заяв­ляли о желательности заменить откровенный по­литический контроль незаметным финансово-эко­номическим, культурным влиянием на зависимые страны, действовать через займы и кредиты, та­можню, международные организации и т. д.

После Второй мировой войны эта точка зрения возобладала (правда, нельзя сбрасывать со счетов ясно выраженное желание национальных движе­ний Востока добиться независимости пусть даже и вооружённым путём). В 50—60-е гг. колониальная система была уже ликвидирована, её время про­шло. Однако задачи модернизации восточного об­щества остаются главными задачами руководства стран Азии и Африки.

БОРЬБА ИДЕЙ

И ПОЛИТИЧЕСКИХ

НАПРАВЛЕНИЙ В НОВОЕ

ВРЕМЯ

Придя к власти, европейская буржуазия при­несла с собой совершенно иную идеологию, чем та, которая существовала раньше. Выше уже говорилось, что во многом её породила эпоха Возрождения. Она ставила вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе уп­равления обществом, которую создал промышлен­ный класс Запада.

Для позднефеодального общества была харак­терна абсолютная власть монарха. Буржуазное об­щество подняло, основываясь на очень популярной в XVII—XVIII вв. античной традиции и наследии «просветителей» (Руссо, Вольтер, Локк и др.), идею народовластия, республики. В начальный период Нового времени, в годы первых буржуазных рево­люций борьба между монархами и рвущимся к вла­сти классом предпринимателей была очень ожесто­чённой. Это выразилось, в частности, в невиданных до тех пор событиях — публичных казнях королей Карла I Стюарта (1649 г.) и Людовика XVI Бурбона (1793 г.). Однако англичане и французы вернулись к монархии — первые навсегда («Славная револю­ция» 1688 г. окончательно установила конститу­ционное правление, когда король «царствует, но не правит»), вторые временно. Оказалось, что монар­хическая власть прекрасно уживается с буржуазией и даже активно отстаивает её интересы. Отлич­ным примером может служить империя Наполеона I, штыками расширявшего влияние французской буржуазии и потеснившего в начале XIX в. позиции её британских конкурентов.

В тот же период Нового времени монархи скан­динавских стран, Германии, Италии укрепили свои позиции именно при поддержке национальной бур­жуазии. Современникам стало ясно, что политиче­ская система индустриального общества может быть основана как на монархическом, так и на рес­публиканском устройстве при условии, что прави­тельство ответственно перед избранниками народа. И конституционные монархии (Англия, Япония), и парламентские республики (ныне Германия и Ита­лия), и президентские республики (США, Фран­ция) являются вполне приемлемыми, ибо основаны на праве граждан избирать своих представителей и на системе разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и су­дебную, независимые друг от друга. Такие формы политического устройства общества были вырабо­таны в Новое время.

Аристократия, бывшая феодальная знать, в пер­вый период Нового времени ещё пыталась восста­новить своё влияние и стала родоначальником кон­сервативного направления. Консерваторы выступи­ли против резких изменений отношений в общест­ве, в политических системах, за сохранение тради­ций политической и культурной жизни. Их внеш­няя политика была направлена на противодействие стремлению народов колоний добиться независи­мости. Со второй половины XIX в. часть торгово-промышленного класса также стала склоняться к консерватизму (Бенджамин Дизраэли), подчёрки­вая необходимость сильной власти.

Другим важным направлением общественной мысли Нового времени является либерализм. Он традиционно отстаивает свободу предприниматель­ства, парламентский строй и право человека на сво­бодное выражение своих мыслей. Либеральное нап­равление наиболее ясно отражает идеологию эпохи, начавшейся во второй половине XVII в., оно поль­зуется поддержкой интеллигенции. Именно либе­ралы начали борьбу против рабства в США (сере­дина XIX в.), выступили за введение всеобщего из­бирательного права, уравнение в правовом отноше­нии женщин и мужчин.

С 70-х гг. XIX в. в борьбу с этими политиче­скими течениями и партиями, представляющими их, вступил социализм. Главными идеологами это­го учения о необходимости замены либерально-ка­питалистического строя справедливым социалисти­ческим устройством общества, где власть будет при­надлежать трудящимся, были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Конец XIX в. был временем образования социалистических партий во всех развитых странах и быстрого их усиления за счёт того, что многочисленный рабочий класс отда­вал им голоса на выборах в органы власти. В начале XX в. социализм раскололся на два течения, первое из которых сделало ставку на приход к власти за-

480

Фридрих Энгельс.

Карл Маркс.

конным, выборным путём и быстро сблизилось с либералами. Другое (вскоре принявшее название коммунистического) поставило во главу угла своей политики насильственное свержение существующе­го строя. Когда русские коммунисты под руковод­ством своего лидера Ульянова-Ленина осуществили социалистическую революцию и создали Советское государство, ситуация в мире осложнилась. Нача­лась ожесточённая борьба между коммунистиче­ским движением, желавшим осуществить сверже­ние капитализма во всём мире, и западной циви­лизацией — борьба, которая пронизывала весь пос­ледний период Нового времени.

Кратковременной, но страшной вспышкой наси­лия был отмечен успех фашизма в Италии и осо­бенно в Германии (там он получил название нациз­ма). Его идеология основывалась на запрещении де­мократических свобод и ценностей Запада, отри­цании либеральных идей (впрочем, как и комму­нистических). Лидеру нацистов Адольфу Гитлеру удалось повести за собой массы немецкого народа благодаря пропаганде национальной исключитель­ности немцев, необходимости расчистить для них «жизненное пространство» путём завоеваний. Вто­рая мировая война 1939—1945 гг. привела к раз­грому Германии, причём для этого пришлось объ­единиться СССР и либеральным западным государ­ствам.