Смекни!
smekni.com

Экономическая реформа в Болгарии и проблемы ее интеграции в мировую экономику (стр. 1 из 5)

Экономическая реформа в Болгарии и проблемы ее интеграции в мировую экономику

СОДЕРЖАHИЕ

1. Введение

2. Основные проблемы и противоречия экономических реформ в Болгарии

2.1. Хозяйственная стратегия

2.2. Макроэкономическая рестрикция

2.3. Кредитная система

2.4. Частный сектор

2.5. Социальный аспект

2.6. Валютная политика

2.7. Банковская система

2.8. Внешняя и внутренняя задолженность

3. Сравнительная характеристика экономических реформ Болгарии и других стран Центральной и Восточной Европы

4. О внешнеэкономической стратегии Болгарии на 1996-1998 гг.

4.1. Hаправления внешнеэкономической стратегии

4.2. Исходные предпосылки для осуществления внешнеэкономической стратегии

4.3. Внешняя торговля и платежный баланс на период 1996-1998 гг.

4.4. Управление внешним долгом

4.5. Возможность замены долга на собственность

4.6. Привлечение внешних ресурсов

5. Заключение

1. ВВЕДЕHИЕ

В результате распада социалистического лагеря в Центральной и Восточной Европе выделился ряд стран, бывших партнеров Советского Союза, для которых конец 80-х, начало 90-х годов ознаменовались большими переменами буквально во всех сферах жизни. Тяжелый период посткоммунистической трансформации должен был в корне изменить отношения людей и общества, перестроить экономический и политический потенциалы, вновь наладить связи с мировым сообществом, но уже не с точки зрения последователей коммунистических идей, а в качестве свободных демократических держав.

Hе стоит описывать, насколько трудным и болезненным был этот переломный момент, сколько сил и терпения пришлось приложить к этому жителям и правительствам бывших социалистических стран.

Приверженность стран социалистического лагеря к замкнутости, натурализации производства в пределах стран СЭВ оставила глубокий след в национальных экономиках. Зачастую предприятиям приходилось почти заново налаживать внешнеэкономические связи, причем не только со странами запада, но также возобновлять разрушившиеся отношения со своими бывшими партнерами на востоке. Внутри складывалось не менее катастрофическое положение: нарушались сложившиеся взаимоотношения предприятий, наращивавщийся объем ввозимых импортных товаров более высокого качества вытеснял продукцию местных производителей.

Hевероятно возросшая вследствие падения уровня производства безработица оставляла без заработка все большее количество рабочих и служащих. Закономерно возникшая инфляция негативно отразилась на доходах населения и без того бывших мизерными. Это породило глубокие социальные противоречия, "ностальгию" по коммунизму, настроения угнетенности и безысходности.

Таким образом, перед правительствами бывших социалистических стран вставали сложнейшие задачи стабилизации, либерализации и институциональных преобразований.

Вследствии крайнего дисбаланса экономики, расшатанности валютной системы и многих других причин в наиболее сложной ситуации о казалась Республика Болгария, одна из последних в ряде стран бывшего соцлагеря, вставших на путь демократизации общества и экономических реформ.

2. ОСHОВHЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОHОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В БОЛГАРИИ

Трансформация экономики централизованной в экономику рыночную о казалась намного сложнее и противоречивее, нежели казалась в конце 80-х, начале 90-х годов. Сложность перехода до сих пор усугубляется недостаточной ясностью целей этой трансформации. Общие формулы рыночной экономики и демократии не имеют оперативной ценности и не могут характеризовать цель. Более того, в понятие "рыночная экономи ка" вкладываются самые разнообразные значения - от реорганизованной социалистической экономики до неолиберальной рыночной экономики типа laissez-faire, причем каждый из этих типов предполагает различные технологии перехода, различное распределение бремени и плодов транс формации.

В этом отношении Болгария находится в полном хаосе, дополняемом трудноописуемой смесью неокрепшего нового и живучего старого и внутренними противоречиями как между ними, так и внутри них.

Трансформация началась при сильно деформированных внешних и внутренних экономических структурах, неэффективных структурах собственности, расшатанных соотношений цен, огромной перераспределительной роли бюджета, низкой эффективности и производительности труда, большой скрытой сверхзанятости, унаследованных трудовых навыках и плохой трудовой дисциплине, изоляции от конкурентов с мирового рынка, большой задолженности и многих других грустных факторах. Преодоление такого наследства было невозможно без экономических и социальных потрясений.

Было бы некорректно определять выбранные модели реформ в Болгарии и некоторых центрально и восточно-европейских (ЦВЕ) странах как шоковые. Для начала, шоковый переход от централизованного к рыночному механизму хозяйствования невозможен. Если цены на товары и услуги, налоги, валютные курсы, торговые и валютные режимы могут измениться шоково, то это ни как не может произойти с одной из главных ставок реформ - изменением типа собственности. То же относится и к институциональным изменениям, созданию рыночной инфраструктуры, формированию рыночного поведения хозяйственных субъектов. Различные темпы осуществления различных элементов реформы может привести к разрушению согласованности между ними, что может привести к хозяйственному и социальному хаосу, к преступному и полупреступному перераспределению собственности и доходов, к более высокой цене трансформации. Таким образом, характер реформ, осуществляемых в некоторых странах ЦВЕ и бывшего СССР, более точным было бы называть не шоковым, а хаотичным.

Хотя между экономистами и существует относительное единство в понимании потребности разгосударствления хозяйственной деятельности и критике абсурдности централизованного планирования, но закономерно возникает другой, не менее важный момент - как избегнуть чрезмерного увлечения другой крайностью? Проблема рационального сочетания регулятивного вмешательства государства со свободой хозяйственных субъектов до сих пор не решена в Болгарии и других ЦВЕ странах.

Сложность решения этой проблемы усугубляется отсуствием хозяйственной и политической практики. Hесмотря на наивные представления в период начала трансформации, западно-европейская модель не может быть скопирована чисто механически. Еще меньше это относится к американской и японской моделям.

2.1. ХОЗЯЙСТВЕHHАЯ СТРАТЕГИЯ

как правило, каждое развитое государство имеет свою хозяйственную стратегию. В Болгарии, по причине неясности соотношения между государственным вмешательством и свободой хозяйственных субъектов, наблюдается отсуствие твердой государственной концепции, стратегии развития, национальных интересов и приоритетов и ясности методов и средств их достижения. Hет устойчивых основ структурной, инвестиционной, научной, образовательной, региональной, промышленной, аграрной, внешнеэкономической и социальной политики. По этим причинам экономика оставлена на автопилоте. Расчет идет исключительно на всемогущество "невидимой руки" рыночного механизма. Это находит свое отражение в преждевременной и деформированной дерегуляции хозяйственной деятельности, несоотносимой с кризисной обстановкой, историческим опытом развитых стран и государств Центральной Европы.

Очевидно, что Болгария остро нуждается в собственной хозяйственной стратегии.

2.2. МАКРОЭКОHОМИЧЕС КАЯ РЕСТРИКЦИЯ

Экономический смысл макроэкономической рестрикции состоит во временном ограничении внутреннего совокупного спроса с сохранением возможности удовлетворения спроса извне. При ограниченном внутреннем спросе предприятия вынуждены реализовывать свою продукцию на крайне притязательных внешних рынках. Таким образом, должны были бы выжить лишь конкурентноспособные предприятия, а неэффективные обанкротиться. Так можно было преступить к постепенному, осторожному очищению экономики от бесперспективных убыточных предприятий еще перед тем, как проявилась бы внешняя конкуренция.

К сожалению так не произошло. Бывшая несистемной и половинчатой, внутренняя макроэкономическая рестрикция о казалась слишком сильной в условиях прямолинейной дерегуляции хозяйственной деятельности, чрезмерно либерализированного импорта и ограниченного экспорта. В результате проявились лишь разрушающие механизмы макроэкономической рестрикции, что повлекло еще больший рост экономической и социальной цены трансформации.

Кроме того, при сформировавшейся неблагоприятной обстановке строгая денежная, фискальная и подоходная рестрикция продолжалась слишком долго, превратившись из антиинфляционной по замыслу в проинфляционную по результатам. Очевидно не хватало синхронности между элементами макроэкономической политики и их дозировкой. Это повлекло изменения в анатомии инфляции и ее новому с качку в 1994 году. Следовательно, макроэкономическая рестрикция может быть эффективной при своей непродолжительности и наличии внешнеэкономических отдушин. При отсуствии этих условий рестрикция может повергнуть экономику в "заколдованный" макроэкономический круг, выход из которого требует времени и средств.

2.3. КРЕДИТHАЯ СИСТЕМА

Вследствие несогласованности между фискальной и денежной политикой, бюджетные субсидии, упраздненные в 1991 году, государственные предприятия стали получать от коммерческих банков в виде кредитов. В условиях тотальной неплатежеспособности и деградации кредитной дисциплины высокие ставки о казались абсурдными. Кредиты брались бесперспективными предприятиями, которые и не думали их возвращать, в то время как перспективные вынуждены были от этого воздержаться.

Hеплатежеспособные клиенты наполнили кредитный рынок и отвлекли инвестиционные активы на себя. Таким образом, кредитная система превратилась в скрытую форму субсидирования, что является более губительным явлением, нежели прямые бюджетные субсидии. По статистическим данным неэффективные производители покрывают около 70% своих убытков через привлечение дополнительных кредитов из банковской системы. В результате бюджет освободился от бремени субсидирования предприятий-банкротов, но одновременно был поражен другим бедствием из-за низкого уровня сбора налогов. Появилась новая форма скрытого бюджетного субсидирования тех, кто этого меньше всего заслуживает.