Смекни!
smekni.com

Ответственность за бездействие по российскому уголовному праву (стр. 4 из 5)

Хотя причинение преступных последствий действием или без­действием различается по механизму воздействия на объект, нет оснований различать тот вред, который наносится объекту уголовно-правовой охраны в этих случаях. Также вред может быть при­чинен как умышленным, так и неосторожным деянием. В юридиче­ской литературе результат и последствия преступления рассмат­риваются как идентичные понятия.

Представляется, что теоретическая конструкция, предложен­ная С.В. Земликовым, не имеет практического значения и вряд ли будет взята на вооружение российским уголовным правом.

Практическое значение имеет различие составов преступле­ний, в которых последствия являются признаком, указанным в за­коне, и составов, где последствия не предусмотрены уголовным за­коном, например фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем (ст. 303 УК) или публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному измене­нию конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК).

Составы преступлений, в признаки которых входят указанные в законе последствия, в доктрине принято называть материальны­ми, а составы, в которых последствия не указаны, называют фор­мальными. Эта терминология носит условный характер, так как понятно, что формальными преступления не бывают, представляя во всех случаях деяния, опасные для общества и государства.

Различие заключается в том, что в материальных составах требуется устанавливать и доказывать наличие последствий про­тивоправного деяния и причинной связи между действием (бездей­ствием) и определенным последствием, а в формальных составах устанавливать и доказывать последствия не требуется. Так, при убийстве (ст. 105 УК) требуется установить наступление смерти от действий какого-либо лица. Если умышленное действие, направ­ленное на причинение смерти другому лицу, не привело к такому результату, может наступать ответственность за покушение на убий­ство.

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опас­ном для жизни или здоровья состоянии, субъектом, обязанным про­являть заботу об этом лице либо поставившим его в опасное для жизни или здоровья состояние, влечет ответственность независимо от того, погиб ли потерпевший, оставленный без помощи, наступи­ло ли у него расстройство здоровья или нет. Последствием в дан­ном случае будет являться нарушение установленных в обществе правил поведения по оказанию помощи, т. е. разрыв определенного общественного отношения, сложившегося между виновным и по­терпевшим. В этом случае наступление материальных последст­вий – смерти оставленного без помощи, серьезного расстройства его здоровья – может учитываться при назначении меры наказания.

Материальные и формальные составы – это законодательные приемы конструирования составов преступлений. Некоторые авто­ры делали вывод, что в неформальных составах вообще нет по­следствий, а наказывается само запрещенное действие или без­действие независимо от наступления каких-либо последствий и причинения какого-либо вреда.

Так, профессор Н.Д. Дурманов полагал, что «при конструкции составов преступлений без включения в них последствий состав преступления будет налицо и тогда, когда ни малейшего ущерба объекту не причинено»[20]. И далее: «если закон не включает в состав преступления общественно опасного последствия, то состав будет налицо и виновный подлежит уголовной ответственности за окон­ченное преступление даже в том случае, когда точно установлено, что действие не причинило никакого ущерба объекту»[21]. Однако все дело в том, что в этих случаях не требуется устанавливать ущерб, поскольку он не поддается оценке и учету. Критикуя эту позицию, профессор А. Н. Трайнин справедливо указывал, что «допустить, что закон карает действия, не причиняющие «ни малейшего ущер­ба» объекту, значит допустить назначение законодателем наказа­ния за безвредные действия»[22].

Последствием любого преступления является нарушение за­кона, оскорбление чувства справедливости граждан. Попрание за­кона есть вред, наносимый обществу совершением любого преступ­ления, независимо от того, что этот вред не может быть точно уста­новлен и оценен по размеру и характеру. При совершении любого преступления нарушаются охраняемые уголовным законом обще­ственные отношения. Поскольку объектом преступных деяний мо­гут быть различные по характеру и значимости общественные цен­ности, охраняемые законом, постольку и последствия преступле­ний могут быть различных видов.

Последствия могут носить материальный характер, повреж­дение имущества, хищение имущества на определенную сумму, причинение вреда здоровью человека определенной степени тяже­сти и т. д.; моральный: унижение чести и достоинства лица или подрыв его репутации; политический: насильственный захват вла­сти, насильственное изменение конституционного строя; характер, ослабляющий или подрывающий престиж власти и государст­венного аппарата: взяточничество, превышение должностным ли­цом должностных полномочий, совершенное с применением наси­лия, и др.

Последствия могут причинять вред одному объекту, например при убийстве, но могут затрагивать два или более объектов. Так, при разбое (ст. 162 УК) ущерб наносится и личности, и собствен­ности.

В отличие от идеальной совокупности преступлений (см. главу о множественности преступлений) причинение вреда двум объек­там предусматривается одной уголовно-правовой нормой и квали­фицируется по одной статье УК РФ. Так, по ч. 2 ст. 167 УК РФ будет квалифицировано уничтожение чужого имущества путем поджога, повлекшее по неосторожности смерть человека. В данном случае посягательство на два объекта и причинение двух разных последствий образуют единый состав преступления.

В доктрине уголовного права специального рассмотрения за­служивает вопрос о последствиях так называемых деликтов опас­ности, т.е. преступных деяний, создающих непосредственную опас­ность причинения материального вреда. Так, в ч. 1 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за производство запрещенных ви­дов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, ис­пользование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов от них с нарушением установ­ленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения суще­ственного вреда здоровью человека или окружающей среде. В данном случае реально возможные последствия точно обо­значены в законе. Однако возможны случаи, когда такие последст­вия подразумеваются. Например, при оставлении лица в опасном для жизни состоянии возможны его гибель или существенное рас­стройство здоровья; при нарушении правил международных поле­тов (ст. 271 УК) возможны аварии, приведение в действие системы Противовоздушной обороны государства, нарушение графика международных полетов, причинение материального ущерба и др.

В уголовно-правовой литературе были высказаны различные точки зрения по данному вопросу. Так, профессор Н.Д. Дурманов признавал возможность наступления вредных последствий свойст­вом самого преступного деяния[23]. Профессор Г.В. Тимейко считает, что «реальная возможность наступления преступных последствий является самостоятельным признаком объективной стороны составов преступлений, указанных в уголовном законе»[24], т е. он не относил возможность наступления преступных последствий ни к свойствам самого действия (бездействия), ни к преступным результатам.

Ряд российских ученых полагают, что реальная возможность наступления определенных материальных последствий есть осо­бый вид преступного результата, преступных последствий. Так, академик В.Н. Кудрявцев пишет: «Если рассмотреть физическую природу возможности наступления вредных последствий, то не­трудно заметить, что она представляет собой создание условий для наступления преступного результата. Это определенный этап раз­вития объективной стороны, который состоит в том, что преступное действие полностью совершено и уже вызвало во внешнем мире некоторое изменения. Хотя эти изменения пока что не привели, но они способны привести и при дальнейшем беспрепятственном раз­витии событий закономерно приведут к наступлению преступного результата»[25]. Он также отмечал, что «сама возможностьнаступле­ния вредных последствий есть, разумеется, тоже вредное послед­ствие особого рода, так как она представляет собой определенное изменение действительности»[26].

Как уже отмечалось, совершение деяния, нарушающего уго­ловно-правовой запрет, всегда связано с нарушением определен­ных общественных отношений и нанесением ущерба социальной справедливости. Не случайно УК РФ в качестве одной из целей наказания указывает на восстановление социальной справедливо­сти (ст. 43 УК). Следовательно, социальная справедливость терпит ущерб от совершения преступления, иначе ее не требовалось бы восстанавливать.

Преступное деяние, создающее реальную угрозу наступления каких-либо материальных последствий, производит определенны изменения во внешнем мире. Поэтому в этих случаях для уголовной ответственности недостаточно установить только факт совершения предусмотренного уголовным законом действия или бездействия, а необходимо устанавливать наличие причинной связи между действием (бездействием) и возможностью наступления вредных последствий.

Профессор Н.Ф. Кузнецова отмечала, что «опасность… – это определенное состояние объекта в результате общественно опас­ных изменений, в нем произведенных преступным действием субъ­екта»[27].