Смекни!
smekni.com

Двойное налогообложение и международные акты об избежании двойного налогообложения (стр. 4 из 9)

Итак, первая статья всех конвенций указывает на круг лиц, на которых она имеет своё распространение. Этим кругом приходятся лица, являющиеся резидентами одного или обоих договаривающихся государств- то есть устанавливается круг субъектов.

Согласно ст. 2 Соглашений (конвенций) устанавливается уже объекты- то, к каким конкретно налогам будет применяться настоящее соглашение.

Если исходить из самого названия заключаемых Соглашений, то можно указать на то, что они применимы к налогам на доход и на имущество. Некоторые Конвенции указывают на налоги на доход и на капитал (например, Конвенция между Правительством РМ и Правительством Республики Румынии об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.) Однако большой разницы в этом нет.

Соглашения применяются к налогам на доходы и имущество (капитал) , взимаемые от имени Договаривающегося Государства, независимо от способа их взимания. В Конвенциях, заключённых с Польшей, Узбекистан, Румынией, Украиной, данная статья, кроме указания от чьего имени взимаются налоги, устанавливает ещё и органы, осуществляющие такую функцию; ими являются местные органы власти или административно-территориальные единицы.

Самое большое различие, которое имеется между Соглашениями, является сами налоги, на которые она распространяется. Для более понятной классификации и выявления разницы я буду перечислять те либо иные налоги, а в скобках указывать к каким государствам и каким соглашениям они применимы: а) в Молдове: налог на прибыль (доход) предприятий (во всех соглашениях) ; подоходный доход с физических лиц (во всех Соглашениях) ; налог на недвижимое имущество (во всех соглашениях) ; налог на доход от банков и страховых компаний (в Конвенции между РМ и республикой Румыния; б) в других государствах: налог на доходы и прибыль юридических лиц (во всех соглашениях) ; подоходный налог с граждан (во всех соглашениях) ; налог на недвижимость (во всех соглашениях) ; налог на дивиденды, на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (в Конвенции между РМ и Республикой Румыния) . Однако, относительно этого пункта, нужно отметить, что, не смотря на то, что в других соглашениях нет данного указания на эти налоги, тем не менее, положения соглашений к ним также применимы, исходя из следующего пункта, имеющегося во всех соглашениях.

Кроме того, как указывает соглашение, оно применяется также к любым идентичным или подобным по существу налогам, которые взимаются в дополнение к существующим налогам либо вместо них, после даты подписания настоящего соглашения. Компетентные органы договаривающихся государств извещают друг друга о любых существенных изменениях, имевших место в их налоговых законодательствах.

Штрафы, взимаемые с налогоплательщика в случае нарушения налогового законодательства или уклонения от уплаты налогов, а также проценты, взимаемые в связи с просрочкой платежа, не рассматриваются в качестве налога.

Указанным компетентным органом, который обязан уведомлять о любых существенных изменениях является, согласно соглашениям, для РМ - Министерство Финансов (далее МФ) или его уполномоченный орган, и соответственно Министерство Финансов соответствующего государства.

Как было указано выше в работе, главным принципом при налогообложении является установление резиденства, т.е. определение субъекта налогоплательщика. Все соглашения устанавливают принцип резиденства идентично.

Так, “резидент одного договаривающегося государства” означает лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нём на основании местожительства, места регистрации, резиденции или любого другого аналогичного признака. Этот термин, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или имущества, расположенного в нём.

Если в соответствии с этими положениями физическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств, его положение определяется следующим образом: а) оно считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильём; если оно располагает постоянным жильём в обоих договаривающихся государствах, оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов) ; б) если договаривающееся государство, в котором находится центр его жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильём ни в одном из договаривающихся государств, оно считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно обычно проживает; в) если оно обычно проживает в обоих договаривающихся государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того договаривающегося государства, гражданином которого оно является; г) если оно не является гражданином ни одного из договаривающегося государств, компетентные органы договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

Данные определения даны только в отношении физических лиц. Что касается юридических лиц, то у них нет таких способов определения резиденства и в случае если то или иное юридическое лицо является резидентом обоих договаривающихся государств, то вопрос сразу, непосредственно, решается по взаимному согласию компетентных органов договаривающихся государств.

Как указывалось, соглашения применяются в первую очередь к доходам.

Данные доходы подразделяются на доходы от недвижимого имущества и прибыли предприятий. Соглашения устанавливают, что термин “недвижимое имущество” имеет то значение, которое он имеет по законодательству договаривающегося государства, в котором находится данное имущество. Доходы, получаемые резидентом одного договаривающегося государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства) , находящегося в другом договаривающемся государстве могут облагаться налогом в этом другом государстве. Данное положение применяется к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме, а также к доходам от недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущества используемого для выполнения независимых личных услуг.

Интересное определение недвижимого имущества дается в ряде Конвенций (между РМ и Республикой Румыния, между РМ и Узбекистан, между РМ и Польша) . Так, эти оглашения указывают, что термин “недвижимое имущество” включает также вспомогательное имущество, скот и оборудование, используемые в сельском хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные ренты за разработку или права на разработку минеральных месторождений, источников и других природных ископаемых. Исходя их прямого толкования данного положения, можно сделать вывод, что скот, а также перечисленные права также является недвижимым имуществом, что противоречит общепринятому установленному правилу относительно самого понятия недвижимого имущества, данное ещё римлянами. Поэтому скорей всего данное правило при его применении необходимо подвергать расширительному толкованию, либо данные виды нужно было определить в отдельную статью или просто положение в статье (чтобы не возникало лишних вопросов) .

Кроме определения недвижимого имущества и перечисления его признаков Соглашения указывают и исключения того вида имущества, которое к нему не относится, это: морские, речные и воздушные суда, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Следующим доходом, как указывалось выше, является прибыль предприятий.

Соглашения устанавливают, что прибыль предприятий одного договаривающегося государства облагается налогом только в этом договаривающемся государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческую (предпринимательскую) деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую (предпринимательскую) деятельность как указано выше, прибыль данного предприятия может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Если предприятие одного договаривающегося государства осуществляет коммерческую (предпринимательскую) деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся тем постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве этому постоянному представительству зачисляется прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы оно было отдельным и самостоятельным предприятием, осуществляющим такую же аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях и действующим совершенно независимо от предприятия, постоянным представительством, которого оно является.

Важным положением Соглашений, особенно в части уклонения от налогов, является ст. 9, где идёт речь об ассоциированных лицах. Так, в случае, когда: а) предприятие договаривающегося государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого договаривающегося государства, или б) одни и те же лица прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия одного договаривающегося государства, и предприятия другого договаривающегося государства, и в каждом случае между двумя предприятиями в их коммерческих (предпринимательских) и финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между двумя независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из них, но из-за наличия этих условий не была ему перечислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и соответственно обложена налогом.