Смекни!
smekni.com

Отказ от наследства в нотариальной практике (стр. 2 из 3)

Очевидно, что сегодня большинство нотариусов придерживается той точки зрения, что отказ от наследства есть односторонняя сделка. А сделка нотариусом может только удостоверяться.

Проблему удостоверения односторонних сделок осветил в своем выступлении на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат Северо-Западного федерального округа, проходившем в марте 2006 г. в Калининграде, А. В. Володин. В частности, он говорил о том, что нельзя на заявлениях о принятии наследства и об отказе от наследства свидетельствовать подлинность подписи, не разъясняя при этом гражданам значения данных юридических действий, без выяснения их волеизъявления.[6]

Исходя из вышеизложенного, считаем, что отказ от наследства необходимо и правильно оформлять как одностороннюю сделку путем удостоверения заявления наследника об отказе от наследства, которое включает в себя по процедуре и свидетельствование верности подписи заявителя, т. е. наследника.

Направленный (адресный) отказ от наследства существенным образом отличается от простого отказа от наследства без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследства (называемого в литературе безусловным, безадресным, ненаправленным).

Безусловный отказ от наследства приводит к тому, что отказавшийся наследник исключается из числа правопреемников, и влечет либо приращение наследственных долей, либо возникновение права на наследование у других лиц в силу закона или по завещанию.

В случае направленного отказа право на наследование бесповоротно прекращается у отказавшегося наследника, но возникает по воле последнего у других наследников, в пользу которых совершен отказ от наследства, и они вправе осуществить любое из полномочий, составляющих содержание права на наследование.

Круг лиц, в пользу которых может быть заявлен направленный отказ от наследства, исчерпывающе обозначен в ст. 1158 ГК РФ.

Наследник вправе отказаться от наследства в пользу лиц из числа наследников по завещанию или по закону любой очереди, не лишенных наследства, в том числе лиц, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии. Отказ в пользу других лиц не допускается.

Основываясь на этих общих положениях, необходимо признать, что право направленного отказа принадлежит лишь наследнику, призванному к наследованию и ввиду этого обладающему правом на наследование имущества умершего.

Круг лиц по направленному отказу не ограничен призванными наследниками. Направленный отказ возможен в пользу как призванных, так и непризванных наследников (не лишенных наследства). Например, имеет место завещание на часть имущества.

Отказ возможен:

1) в пользу наследников по завещанию;

2) в пользу наследников по закону, как призванных к наследованию незавещанной части наследства, так и не призванных к наследованию;

3) в пользу подназначенного наследника при наличии основного назначенного наследника (института), даже если подназначенный наследник (субститут) не был призван к наследованию.

Исключение составляют наследники по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии. По праву представления могут призываться наследники только при отсутствии связующего звена, т. е. ранее умершего родителя.

Однако нотариус Кемеровского нотариального округа Т. К. Крайнова считает, что вряд ли следует толковать условие "призваны к наследованию" буквально. Ее позиция сводится к следующему:

1. Следовало бы указать в тексте закона, что отказ в пользу наследников по праву представления возможен, если их родитель умер ранее смерти наследодателя, что делает их "потенциальными наследниками". Наследники по праву представления отнесены законом к наследникам определенной очереди - первой, второй и третьей, - и способ призвания не исключает их из круга наследников по закону.

2. Что касается отказа от наследства в пользу лиц, которые призваны к наследованию в порядке наследственной трансмиссии, призвание этих лиц действительно является необходимым условием совершения отказа в их пользу, так как эти лица (трансмиссары) "вышли" из другого круга наследников, предопределенного открытием наследства после трансмитента, а не после наследодателя. Самим своим появлением в составе наследников имущества наследодателя они обязаны призванию к наследству, открывшемуся в связи со смертью наследника (трансмитента).[7]

Не можем согласиться с вышеуказанными доводами Т. К. Крайновой. По праву представления переходит доля умершего наследника, что и является необходимым условием наследования внуков и внучек, племянников и племянниц, двоюродных братьев и сестер. В порядке наследственной трансмиссии переходит право умершего наследника на принятие причитающегося ему наследства. Именно поэтому законодатель употребляет союз "или", а не "и" в ст. 1158 ГК РФ. Как раз буквально и следует читать про оба эти условия для разного круга наследников.

Реализация любого из правомочий (принятия наследства или отказа от наследства), составляющих вместе единое право на наследство, прекращает право наследования как право вступить во все юридические отношения наследодателя. Условия реализации этих полномочий предопределены особенностями наследования как универсального правопреемства.

К принципам, определяющим совершение отказа от наследства, относятся:

* неизменность и необратимость отказа от наследства;

* недопустимость отказа от наследства с оговорками или под условием;

* недопустимость частичного отказа от наследства в сочетании с правом альтернативного выбора оснований для отказа от части наследства.

Принцип неизменности и необратимости отказа от наследства означает, что заявленный отказ от наследства, каким бы ни было его содержание (безусловный или направленный), не может быть впоследствии ни изменен, ни отозван обратно (п. 3 ст. 1158 ГК РФ). Так, заявив о безусловном отказе, наследник не вправе затем заменить безусловный отказ направленным и наоборот. Наследник, отказавшийся в установленном порядке от наследства, не может затем аннулировать свое заявление и просить признать его принявшим наследство. Эти правила основаны на том, что реализация правомочия на отказ от наследства прекращает право наследования и у наследника не остается тех правомочий, которые можно было бы осуществить, чтобы заявить новый отказ от наследства с другим содержанием либо принять наследство.

Принцип недопустимости отказа от наследства с оговорками или под условием соответствует аналогичному принципу недопустимости принятия наследства под условием или с оговорками (п. 2 ст. 1152, п. 2 ст. 1158 ГК РФ). Законом запрещено совершать отказ от наследства под условием или с оговорками. К отказу от наследства не могут применяться положения о заключении сделок под отлагательным или под отменительным условием. Например, недопустим отказ от наследства под тем условием, что он совершается на случай, если другой наследник примет наследство (или, напротив, откажется от наследства).

В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: в пределах шестимесячного срока жена приняла наследство, дочь А. отказалась в пользу дочери Б., которая в свою очередь отказалась от наследства. Вопрос: может ли дочь А. изменить свой отказ, мотивируя это тем, что не отказалась бы в пользу дочери Б., если бы знала, что та откажется от наследства?

Отказ от наследства - это односторонняя сделка, он оформляется и подается нотариусу аналогично правилам, установленным законом для оформления сделок. Отказ от наследства может быть признан в судебном порядке недействительным, если он имел место под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также по иным основаниям, влекущим в соответствии с Гражданским кодексом недействительность сделки. Вывод: субъективное право на отказ от наследства наследница (дочь А.) уже использовала, следовательно, изменения в отказе недопустимы, в противном случае это была бы, по существу, новая сделка. Нотариус может разъяснить отказавшемуся наследнику его право на обращение в суд для: признания отказа недействительным ввиду заблуждения и признания его как наследника, принявшего наследство. Принципы отказа от наследства обусловлены понятием и содержанием права наследования.

Принцип недопустимости частичного отказа от наследства в сочетании с правом альтернативного выбора оснований для отказа от причитающегося наследства (п. 3 ст. 1158 ГК РФ) соответствует аналогичному принципу недопустимости частичного принятия наследства в сочетании с правом альтернативного выбора оснований принятия наследства (п. 2 ст. 1152 ГК РФ). Думается, что будет уместным вспомнить здесь нормы гражданского права Германии. Сегодня в Германии действует Гражданское уложение, которое было принято 18 августа 1896 г. В Германии наследник также имеет право выбора оснований для принятия наследства. И нормы, устанавливающие это право, хотя и написаны в XIX в., сформулированы, на наш взгляд, более определенно, чем аналогичные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. В Гражданском уложении § 1948 гласит:

"Кто призывается к наследованию вследствие распоряжения на случай смерти, может, если он является наследником по закону, отказаться от наследства по завещанию и принять наследство по закону. Кто призывается к наследованию согласно завещанию и договору, может принять наследство по одному из оснований и отказаться по другому".[8]

В заключение приведем практическое замечание представителя московского нотариата Н. И. Остапюк. Предлагается изложить п. 3 ст. 1158 ГК РФ в следующей редакции: "Отказ от части причитающегося наследнику наследства недействителен. Наследник имеет право выбора оснований, по которым он может отказаться от наследства, в соответствии с условно названной статьей "X" настоящего Кодекса".