Смекни!
smekni.com

Охрана труда (стр. 5 из 11)

Работник обязан немедленно извещать своего непосредствен­ного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожаю­щей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, проис­шедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здо­ровья, в том числе о проявлении признаков острого профессио­нального заболевания. Невыполнение работником обязанности по сообщению перечисленных сведений представителям работодате­ля также может стать основанием для его привлечения к дисципли­нарной ответственности. Однако работник не может нести ответ­ственность за несообщение указанных сведений, если у него отсут­ствовала реальная возможность довести их до представителей ра­ботодателя, например, при их отсутствии на рабочем месте, отсут­ствии связи с ними.

Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятель­ности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель вправе на основании действующего законодательства потребовать от ра­ботника прохождения предварительного и периодических медицин­ских осмотров (обследований). Но при этом работодатель обязан организовать их прохождение, то есть освободить работников от работы на время их прохождения, в необходимых случаях оплатить ус­луги по их прохождению. Невыполнение работодателем обязанности по организации прохождения медицинских осмотров (обследований) является доказательством отсутствия вины работника в их непро­хождении. В связи с чем отстранение работника от работы по причи­не отсутствия данных о прохождении медицинского осмотра (осви­детельствования) при отсутствии его вины, то есть при невыполне­нии работодателем обязанности по организации его прохождения, является основанием для сохранения за работником среднего зара­ботка при отстранении от работы по причине непрохождения обяза­тельного медицинского осмотра (освидетельствования).

По общему правилу возложение на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей ухудшает их по­ложение по сравнению с ним. Однако работодатели вправе прини­мать дополнительные меры по обеспечению охраны жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности. Принятие таких мер может приводить к возникновению у работников дополнитель­ных в сравнении с законодательством обязанностей. Возложение таких обязанностей на работника компенсируется предоставлени­ем ему дополнительных гарантий по охране жизни и здоровья при выполнении трудовых обязанностей. В связи с чем в договорах о труде могут появляться дополнительные по сравнению с законода­тельством обязанности работников, которые призваны гарантировать охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. На­пример, работнику может быть вменена обязанность по прохожде­нию дополнительного обучения по охране труда за счет средств работодателя. Наличие такого условия в договоре о труде призвано сформировать у работника дополнительные навыки по охране жиз­ни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Поэтому условия договоров о труде, которые направлены на создание дополнитель­ных гарантий для охраны жизни и здоровья работников в процессе труда, в том числе и влекущие возникновение у них дополнитель­ных по сравнению с законодательством обязанностей, могут быть признаны недействующими по заявлению стороны данного догово­ра или работника, на которого этот договор распространяется, только при доказанности несоразмерности возложенных на работника до­полнительных обязанностей, возникающих в связи с их выполнением гарантий по охране жизни и здоровья в процессе трудовой дея­тельности. Следовательно, из общего правила о недопустимости Изложения на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей существует исключение, которое при­звано создать дополнительные гарантии по сохранению жизни и здоровья работников при выполнении ими трудовых обязанностей.

§5. Государственное управление охраной труда

В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной влас­ти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать норма­тивные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федераль­ными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заин­тересованным лицам требовать признания нормативного правово­го акта Правительства РФ недействующим в части, противореча­щей федеральному закону.

Правительство РФ распределяет полномочия между федераль­ными органами исполнительной власти в области охраны труда. Сле­довательно, федеральные органы исполнительной власти могут из­давать нормативные правовые акты только на основании решения, принятого Правительством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществ­лять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после полу­чения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать норма­тивные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня. Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких противоречий может стать осно­ванием для обжалования нормативных правовых актов Минздрава РФ в Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с норматив­ными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правитель­ством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетен­ции может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работни­ков в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юри­дической силе законодательстве.

Другие федеральные органы исполнительной власти при издании нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные органы исполнительной власти должны прини­мать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ. Отсутствие согласования указанных актов с Минздравом РФ может стать основанием для признания нор­мативного правового акта федерального органа исполнительной вла­сти недействующим Верховным Судом РФ. Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изда­нию конкретного нормативного правового акта также является осно­ванием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охра­ны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издава­емые другими органами исполнительной власти федерального уров­ня, не должны противоречить федеральным законам, указам Прези­дента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Мин­здрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействую­щими. Очевидно, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные вышестоящим по юридической силе законодательством. Хотя в этих актах должны появлять­ся дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственное управление охраной труда может происходить и путем издания правоприменительных актов федеральными орга­нами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные анты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту нахождения федераль­ного органа исполнительной власти, издавшего данный акт. При­знание этого акта судом законным и обоснованным, а также исте­чение установленного срока на его обжалование влечет возникно­вение у работодателя обязанности по исполнению содержащихся в нем предписаний. Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к уста­новленным законодательством мерам ответственности.