Смекни!
smekni.com

Ядерная Россия: гуманитарное измерение (стр. 4 из 8)

Некоторым аналогом предлагаемого социального санкционирования новых научно-технических проектов может являться, видимо, деятельность Бюро по оценке техники при Конгрессе США - систематическая оценка последствий развития техники с точки зрения соответствия общественным интересам и ценностям на основе достижения широкого общественного согласия.

Стоило произойти Чернобылю, и стали поговаривать, что он был давно предсказан. Предсказан - не предсказан? Уйдем от прямого ответа. Однозначно лишь, что люди думали о подобном и будут думать, заглядывая в будущее.

В ближайшем столетии конкретным поводом для обострения международной обстановки и кризисов среди прочих будет, как и во второй половине прошлого века, углеводородное сырье. В качестве конкурирующего энергоносителя оно и так сдерживало и сдерживает развитие, например, гражданской ядерной энергетики. Дабы не провоцировать обоюдных дополнительных невзгод в условиях неспокойного будущего, будут стремиться, видимо, избегать территориального соседства ядерных и нефтегазовых объектов. Норвегия, например, обеспокоена возможностью транспортировки импортного отработавшего ядерного топлива в Россию вблизи развитой нефтегазовой инфраструктуры побережья и шельфа. Как считает лауреат Нобелевской премии Ж. Алфёров, энергетический кризис существует постоянно, то медленно тлея, то обостряясь, и провоцирует международные конфликты. Тем не менее, предложение разместить крупнейший и долговременный объект хранения отработавшего импортного ядерного топлива в Тюменской области, являющейся нефтегазовой «житницей» страны, разрабатывает Минатом.

Конкретные социальные сценарии могут быть обусловлены возможностью региональных и общемировых кризисов из-за территорий и других важных для жизни ресурсов, а также в связи с этническими и религиозными разногласиями при трансформации государств. Актуальность для ряда регионов России и сопредельных стран угрозы ядерного и радиационного терроризма в связи с нарастающими российскими и мировыми социально-экономическими негативными тенденциями отмечается в ежегодных Государственных докладах о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не исключено существование и позитивных сценариев.

В России уже сейчас настоятельная необходимость дополнительной оценки в практической плоскости позитивных и негативных социальных тенденций наиболее очевидна при разработке стратегии развития существующих и размещения новых ядерных объектов в приграничных или периферийных регионах. Например, при создании системы хранилищ ядерных материалов, в том числе и зарубежных соответственно идее и законодательству в части импорта отработавшего ядерного топлива. В этих регионах в разное время волею судеб (удивительно, но факт) оказались претенденты на новые многомиллиардные в долларовом исчислении отечественные и иностранные инвестиции – крупнейшие российские ядерные центры вблизи Мурманска, Архангельска, Челябинска, Томска, Красноярска, Владивостока, а также на Новой Земле и Камчатке. Т.Д. Мамсуров напоминает, что сегодня фактически по всему периметру государственной границы страна подвергается экспансионистскому нажиму самых разнородных сил: на юге и севере, востоке и западе. Ему вторит Р.С. Хакимов в ходе дискуссии «Альтернативы и варианты российского развития». Даже вдоль спокойной ныне российско - финляндской границы по данным финских социологов до 40% жителей каждой из сопредельных территорий высказываются за возвращение бывших финских земель Финляндии. Исторические параллели на темы противостояния – см. также ж. “Север”, №10, 2000г. и г. «Экономика и время» от 18.06.2001г. При определенных условиях не исключены территориальные претензии Финляндии относительно Печенгского района Мурманской области (С.Н. Дащинский, Мурманское телевидение, 22.03.2001г. и ж. “Север”, № 11, 2000г.).

Социальные прогнозы будущего актуальны с позиций планируемого международного разделения долгосрочных ядерных забот. Возникают версии о завозе импортного отработавшего топлива за хорошие деньги на Чукотку (“Новая газета”, № 6, 2001г.), на один из островов Курильской гряды («Атомная хроника России», №3, 2000г.), в Мурманск (“Полярная правда” от 21.03.2001г. и “Мурманский вестник” от 25.05.2001г.) или в район Тюмени (Горный журнал, 2003, №6 .- С.73-76.). Идею импорта зарубежного отработавшего ядерного топлива в Россию в своё время инициировали и продолжают поддерживать США, но только для длительного хранения топлива («Атомная хроника России», №1, 2000г.). То есть эта позиция - хранение (возможно, и захоронение) в России зарубежных ядерных материалов не имеет ныне внутри и вне страны серьёзных административных препятствий к реализации. За исключением, пожалуй, мнения Госатомнадзора.

Но, например, 87,4% жителей Челябинска считают недопустимым ввоз на хранение на территорию Челябинской области зарубежного топлива («Атомная хроника России», №3, 2000г.). Около 80-90 процентов россиян против импорта топлива в страну (ЦТ, программа «Время» от 11.07.2001г.). «Зеленые» обещают в разных местах блокировать железную дорогу, но не допустить составы с зарубежным отработавшим топливом в Красноярск, а исламские террористы проявляют интерес к радиоактивным отходам в контексте радиологического оружия («Известия» от 24.10.2001г. и «Российская газета» от 5.12.2001г.). Что будет, если независимые действия совпадут по времени и месту? Совместное размещение отечественных (в т.ч. из-за пределов Северо-Запада, как вариант - высокоактивных и долгоживущих из Томска, Красноярска и Челябинска) и зарубежных радиоактивных отходов не в глубинных районах России, не вблизи южной границы страны и реальных или потенциальных очагов религиозного экстремизма, сепаратизма и локальных военных конфликтов, а в пограничной зоне относительно стабильной северной Европы в Мурманской области или Карелии – уменьшение остроты проблемы и основа для компромисса между сторонниками и противниками импорта таких отходов (в стране уже было собрано необходимое количество подписей для проведения референдума с позиций “против”, а в Государственной Думе и президентом РФ идея импорта одобрена). По мнению депутатов Госдумы С. Иваненко и О. Морозова результат будущего референдума предрешен - «зеленые» победят («Литературная газета» , 29 , 2001г.).

Весомый пример актуальности изложенного в данном разделе даёт недавняя наша история. Разве предусматривали при развитии ядерной отрасли СССР возможность его распада и последующих негативных процессов на постсоветском пространстве? А между тем эти общественно-политические и экономические явления, несомненно, существенным образом повлияли на судьбу приоритетной техносферы и безопасность конкретных объектов, в т.ч. инициировав желание отдельных новых государств стать ядерными. Ядерные технологии, соизмеримые по времени с жизнью общества, по всей видимости, должны стать объектом более пристального внимания социальной философии.

Еще один, региональный пример. Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP) среди десяти приоритетов первыми и важнейшими выделила два, связанных с будущим ядерных технологий. Однако с 1995г. по настоящее время сопутствующий комплекс социально - экономических проблем рассмотрен лишь ретроспективно и лишь для одной (Архангельской) из двух «ядерных» областей (Мурманской и Архангельской) Баренцева региона. Кроме того, вообще не выполнена оценка ни прошлых, ни будущих социально - экономических условий сопредельных зарубежных территорий (а здесь фиксируются не только устойчивость, но и потенциально дестабилизирующие проблемы, например, дотационность северных районов Финляндии, Швеции и Норвегии), нет прогноза этих условий на перспективу хотя бы для российской части региона. Налицо методологическая слабость при рассмотрении будущего наиболее долговременной и тревожной сферы. Попытки создать региональную базу данных для прогноза политических и социально - экономических условий «жизни» гипотетического ядерного хранилища в Печенгском районе Мурманской области предприняты в работах В.Н. Комлева с соавторами (1999-2003 г.г.).

Изучение социальных сценариев – невероятно сложная задача. Многие считают и считали (например, Н.Н.Моисеев), что прогнозирование будущего общества после бифуркации (кризиса) принципиально невозможно. Многие, но не все. Л.В. Лесков, С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, Ю.В. Яковец и другие выражают надежду на потенциальную возможность такого прогноза. В ситуации неопределенности и резонансного эффекта от наложения кризисов разного генезиса (Ю.В. Яковец) тем более эта проблема должна быть сопряжена с «заботами» человечества применительно к ядерной техносфере. Имеет ли общество моральное право развивать потенциально опасные технологии, если оно не может заранее спрогнозировать приоритетную составляющую условий функционирования этих технологий – социальную, не в состоянии обозреть последствия их применения?

Авторы широко известного доклада Римского клуба «Пределы роста» в свое время ответили на этот вопрос отрицательно. Проект Закона РФ «Об экологической безопасности» вводит прямой запрет на «хозяйственную и иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы» (глава VI, ст. 15, п. 1), а Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) определяет процедуру ОВОС как оценку последствий воздействия (то есть с учетом фактора времени). Запрет на ядерные технологии в социальных условиях саддамовского Ирака, например, - факт. Наконец, особую важность долгосрочные прогнозы приобретают в связи с развитием в рамках основополагающей международной системы управления экологической безопасностью, в частности в рамках серии стандартов ISO 14000, тенденций по оценке всего жизненного цикла продукции до захоронения отходов. Может ли философия определиться по поводу неприемлемых социальных условий в будущем? И, наоборот, вслед за М. Хайдеггером, а также Н.А. Корминым и Е.А. Турлак, может ли философия решить вопрос о степени безопасности ядерных технологий при их влиянии на социальное пространство жизни? М.Т. Ойзерман с соавторами, например, считают целесообразным выполнить новый крупный проект аналогично работам Римского клуба, но целенаправленно в ракурсе проблем, обусловленных ядерной энергией.