Смекни!
smekni.com

Первые правовые акты советской власти (стр. 4 из 4)

Руководство национализированной промышленностью осуществлял ВСНХ, при котором создавались управления главки. Система главкизма лишила предприятия какой бы то ни было самостоятельности. Глав­ные управления ВСНХ осуществляли всю работу по планированию, снаб­жению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции.

Специфической формой привлечения к груду стала трудовая повин­ность, вводившаяся не только в целях «организации хозяйства», но и «уничтожения паразитических слоев общества». Распределением рабочей силы занимались специальные органы. С ноября 1918 по октябрь 1920 п. обычными мероприятиями были мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожников, медиков, почтовых служащих, работников топливной, суконной, металлургической и другой промышленности). Широко использовались трудовые армии – ориги­нальное советское изобретение, которые комплектовались из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 года на военный режим был пере­веден весь транспорт страны.

Произошло полное огосударствление собственности, следствием чего стали сверхцентрализация управления, огромный рост чиновничьего аппара­та и введение авторитарных методов управления.

К 1920 году около 40% трудо­способного населения Москвы и Петрограда составляли служащие раз­личных учреждений (главков, трестов, контор и т.п.). Функции управления от советов фактически перешли к этим учреждениям, с мнениями советов перестали считаться[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характеризуя первые декреты советской власти конституционного значения, закреплявшие основы повой социальной системы, следует отметить, что данная власть поступала так же, как это делалось до нее, а впрочем, и после нее: укрепляя себя, она боролась со своими противниками.

В конституционно-правовом плане это выражалось в том, что лишались прав те, кто выступал против советской власти или по своему социальному происхождению сразу же считался скорее ее врагом, нежели лояльным лицом и тем более союзником. Пресекались даже в зачатках выражение недовольства, а тем более действия, враждебные режиму.

Хотя до прихода к власти большевиков были довольно популярны идеи широкого («поголовного») участия народа в управлении страной, охране общественного порядка и т.п., эйфория очень быстро прошла, и оперативно были созданы не только общие структуры управления, но и специальные органы, включая милицию во главе с НКВД, и органы борьбы с контрреволюцией и саботажем во главе с ВЧК. Упоминавшимся декретом «О суде» существовавшие прежде суды упразднялись и должны были заменяться судами, формируемыми на основе демократических выборов. А решать дела новые суды должны были именем Российской Республики и руководствоваться в своих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств» лишь постольку, поскольку «таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». История дала немало примеров того, насколько условными явились эти категории и к какому размаху произвола это привело.

Упоминавшимся декретом о печати и другими актами запрещались многие враждебно настроенные к новой власти издания. Зачастую воспринимались с нетерпимостью и возводились в ранг контрреволюционных действий любые попытки критиковать власти за их шаги, действительно направленные на ограничение демократии.

Повсюду на местах создавались единые органы власти – Советы, стремления образовать иные модели представительных учреждений пресекались.

После февраля 1917 года в России была довольно популярной идея Учредительного собрания как высшего представительного органа государственной власти. Несмотря на то, что в октябре 1917 года была установлена власть в форме Советов, большевики не выступали категорически против Учредительного собрания. Учитывались настроение населения, вселенная в него надежда на то, что Учредительное собрание способно обеспечить его интересы. Советское правительство сразу после Октября заявило, что оно созовет Учредительное собрание в назначенный срок, выборы состоялись в ноябре – начале декабря 1917 года.

Вероятно, была надежда на то, что поддержку на этих выборах будут иметь представители пришедших к власти сил. Однако этого не произошло, большевики не получили большинства. Стала вполне очевидной перспектива непризнания Учредительным собранием советской власти и происшедших в России событий, более того – провозглашения им, в противовес Всероссийскому съезду Советов, своего предназначения как высшего представительного органа государственной власти России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян А. С. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. 200 с.

2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. 216 с.

3. История Советской Конституции (сборник документов). М., 1976. 303 с.


[1] Авакьян А. С. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. С. 23.

[2] История Советской Конституции (сборник документов). М., 1976. С. 14.

[3] Там же. С. 19.

[4] Там же. С. 39-40.

[5] Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 133.