Смекни!
smekni.com

Ведущие факторы, определяющие болезни современности (стр. 2 из 4)

2. Нерациональное питание

2.1 Определение проблемы

Существуют доказательства определенной взаимозависимости между питанием и развитием основных неинфекционных хронических заболеваний (НИЗ), составляющих проблему для здравоохранения. Многие компоненты питания, а также их соотношение являются факторами риска для здоровья.

Увеличение степени риска связано с высоким содержанием жира в пище, особенно некоторых насыщенных жирных кислот, с избыточным потреблением калорий и соли; снижению степени риска способствует потребление большого количества сложных углеводов и пищевой клетчатки. В настоящее время широко обсуждается роль антиоксидантов, таких, как витамины Е, А (бета-каротин, ретиноиды) и С, а также минералов - селена, железа и кальция. Питание, способствующее развитию заболеваний, характеризуется:

чрезмерным потреблением общего жира, насыщенных жиров, холестерина (ХС), рафинированного жира, соли, алкоголя и калорий;

недостатком полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, сложных углеводов и клетчатки, витаминов и минералов[3].

2.2 Риск для здоровья, связанный факторами питания

Нерациональное питание повышает риск развития сердечно-сосудистых (ССЗ), онкологических заболеваний и болезней обмена веществ. Потребление насыщенного жира и ХС вызывает повышение уровня ХС крови с развитием атеросклероза и тенденции к повышению агрегации тромбоцитов. Это приводит к ишемической болезни сердца, инсульту, заболеванию периферических артерий.

Значительную положительную роль в питании играют повышение потребления сложных углеводов и пищевой клетчатки, снижение потребления соли (соль способствует повышению АД).

Потребление большого количества общих жиров, особенно насыщенных, и высокую общую калорийность рациона связывают с увеличением риска заболевания раком (груди, толстого кишечника и прямой кишки, матки и яичников), чрезмерное потребление соли - с возникновением рака желудка, недостаточное потребление клетчатки - с развитием рака толстого кишечника и груди. Было обнаружено, что от рака целого ряда локализаций предохраняют витамины Е, А и С и минералы, например, селен.

Ожирение связывают с повышенным риском развития ряда заболеваний (инсулиннезависимого сахарного диабета, гипертонии, инсульта, некоторых видов рака и т.д.). Потребление йода с пищей - решающий фактор профилактики зоба и других синдромов, связанных с йододефицитом. Развитию остеопороза способствует низкое потребление кальция и витамина Д, особенно в подростковом возрасте. И, наконец, запоры и дивертикулез кишечника может предотвратить потребление с пищей сложных углеводов[4].

2.3 Значение проблемы

В медицинской практике "вклад" жира в общую калорийность рациона часто используется как основная характеристика качества питания населения. В соответствии с данными, опубликованными Отделом питания и сельского хозяйства (Food and Agricultural Organization - РАО) Организации Объединенных Наций, большая часть населения Европы проживает в странах, где этот показатель очень высокий: более 35%.

За последние 20 лет почти повсеместно отмечается стабильный рост потребления жиров. Только некоторые южные страны еще пока не превысили рекомендуемый уровень. Северные и западные страны уже достигли уровня потребления около 40%, но в некоторых из них в настоящее время отмечается обратная тенденция. В южных странах, особенно, в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, которые начинали с низкого уровня потребления жиров, наблюдается быстрый рост их потребления. Так, по данным ЕНИЦПМ МЗ РФ, в питании российского населения жиры составляют 39% от общей калорийности рациона, углеводы - только 46%, а потребление холестерина с пищей - 450 мг в день и более. Слишком мало клетчатки и слишком много сахара и соли в питании населения - общая проблема для большинства стран.

Хронические НИЗ (ССЗ, рак, ожирение, диабет), наиболее тесно связанные с избыточным и несбалансированным питанием, в Европе занимают ведущие места в ряду причин заболеваемости и смертности.

В 1989 г. средний уровень смертности от ССЗ в 27 европейских странах был на 14% ниже по сравнению с 1980 г. Он повысился только в 5 странах, но их население, тем не менее, составляет 45% всего населения Европы.

В динамике смертности от онкологических заболеваний наблюдается более неблагоприятная тенденция. Средний ее уровень в 27 странах Европы медленно, но стабильно повышается. Особенно он высок и имеет тенденцию к росту в популяциях мужчин до 65 лет. В 6 странах (3,7% населения Европы) отмечается значительное снижение уровня смертности, незначительное снижение или стабилизация наблюдаются в 9 странах. Однако в 12 странах, где проживает 2/3 всего населения Европы, смертность от рака быстро растет, причем это именно те раки, которые связаны с питанием.

Страны Центральной и Восточной Европы существенно отличаются от других государств Европейского Сообщества по причинам смертности. Высокая смертность от ССЗ и быстрый рост смертности от онкологических заболеваний - основные факторы, все больше увеличивающие существующую пропасть между показателями здоровья населения этих стран и всей остальной Европы.

Показатели преждевременной смертности от ССЗ в России в 2 раза и более превышают таковые в других развитых странах мира. Если в США за период с 70-х до середины 90-х годов смертность от ишемической болезни сердца и мозгового инсульта снизилась соответственно на 51 и 60%, а от всех ССЗ - на 46%, то в России, наоборот, за этот же период смертность от ССЗ увеличилась на 26%, от ишемической болезни сердца - на 17%, а от мозгового инсульта - на 27%.

В настоящее время смертность мужчин от рака в России превышает аналогичные показатели в развитых странах, а динамика за 10-летний период (1980-1990 гг.) демонстрирует увеличение смертности от всех онкологических заболеваний более чем на 10% у мужчин и более чем на 5% у женщин.

Распространенность избыточной массы тела и ожирения, которые в значительной степени связаны с питанием, особенно высока среди женщин средних лет. В России у женщин после 30 лет избыточная масса тела отмечается в 2-8 раз (в зависимости от возраста) чаще, чем нормальная[5].

2.4 Профилактические мероприятия

На основании результатов современных исследований о взаимозависимости питания и развития хронических заболеваний в настоящее время можно провести профилактические мероприятия нескольких типов.

Во-первых, это - осуществление национальной политики в области питания, которая охватывает широкий диапазон мер из области образования, законодательства и государственного регулирования. Такая политика предполагает координацию деятельности здравоохранения и сельского хозяйства, сотрудничество с пищевой промышленностью (производство и обработка пищевых продуктов), селективный контроль над ценами, установление правил проверки качества.

Во-вторых - диетологические рекомендации, на которые, с одной стороны, соответствуют понятиям полноценного питания и способствуют внедрению привычек, а с другой - снижают риск развития хронических заболеваний.

Научные исследования подтверждают целесообразность разработки единых рекомендаций, поскольку, например, одна и та же диета способствует профилактике рака и ИБС.

В-третьих, на привычки питания могут повлиять просвещение, информирование общественности о здоровом питании в школах, на рабочих местах, в магазинах и ресторанах. Вопросы здорового питания следует включить в школьные программы, а магазины и рестораны должны иметь в своем ассортименте продукты и блюда, соответствующие здоровому выбору. Необходимо внедрять высококачественную рекламу, чтобы создать такие продукты заметными и привлекательными. Следует проводить демонстрацию здоровых продуктов, снабжать их этикетками с ясной информацией о составе и питательных качествах. Средства массовой информации, добровольные общества, медики и пищевая промышленность могут сыграть в этом большую роль.

Политика питания должна быть направлена на здоровую диету для всего населения. Ее цели:

снижение потребления жиров до уровня не более 30%, но не менее 15% от всей калорийности потребляемой пищи путем перехода от насыщенных - животных (максимум - 10% от общей калорийности пищи) к полиненасыщенным - растительным (максимум - 7% калорийности) и мононенасыщенным (максимум - 10% от калорийности) жирам; соотношение между мононенасыщенными, полиненасыщенными и насыщенными жирами должно составлять 1: 1: 1;

снижение потребления холестерина до не более 300 мг в день;

увеличение потребления сложных углеводов до 70%, но не менее 50% от общей калорийности пищи, потребления клетчатки (максимум - 40 г в день, минимум - 27г в день) путем повышения потребления зерновых, овощей и фруктов (в среднем потребление овощей - не менее 400 г в день);

снижение потребления сахара (не более 10% от общей калорийности пищи, что эквивалентно 60г в день);

снижение потребления соли (максимум - 5г в день);

снижение потребления алкоголя;

снижение избыточной массы тела. [6]

3. Вредные привычки. Зависимости

Диспропорциональность злоупотребления наркотическими веществами в различных семьях свидетельствует о существовании генетической предрасположенности к этим нарушениям. В 50% случаев алкоголизма, который больше всего изучался в этом отношении, обнаружена его связь с положительным семейным анамнезом. В ходе обследований приёмных детей и близнецов удалось разделить влияние среды проживания и генетического фактора. Были получены веские доказательства в пользу генетического компонента алкоголизма. По сравнению с непьющими "приемными детьми" большее число употребляющих алкоголь "приемных детей" имеют биологических родителей-алкоголиков. Кроме того, отсутствует связь между алкоголизмом приемных родителей и алкоголизмом их детей, что свидетельствует о меньшем влиянии среды проживания. Исследования близнецов показало, что большее сходство с точки зрения употребления алкоголя наблюдается у однояйцовых (монозиготных) близнецов, чем у двуяйцовых (дизиготных). [7]