Смекни!
smekni.com

Нормативно-правовая база принятия управленческих решений в области безопасности (стр. 2 из 5)

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.

1.2 Характеристика отдельных нормативно-правовых актов и их групп в области безопасности

Полноту номенклатуры соответствующих нормативно-правовых актов и степень их детализации, в частности, чёткость и комплексность критериев безопасности, в России трудно признать удовлетворительными. В большинстве своем они содержат лишь самый общий перечень требований и далеко не всегда предусматривают конкретный механизм ответственности за их несоблюдение. Кроме того, стандарты, от которых призваны отталкиваться эксперты при оценке интегрального риска, нередко пересматриваются, причем в сторону ослабления.

Среди нормативных актов и их статей важное место занимают законы, подзаконные акты и их положения, касающиеся планирования (регулирования) землепользования и лицензирования строительства предприятий и сооружений, включая выдачу разрешений на их эксплуатацию. Размещение населенных пунктов, хозяйственных и иных объектов на территориях с повышенным уровнем интегрального или частного рисков регулируется конкретными положениями федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", а также строительными стандартами "Строительными нормами и правилами" (СНиП), утвержденными ведомственными нормативными документами и правительственными постановлениями.

В них также содержатся санитарные и экологические ограничения по планировке и застройке населенных пунктов, предусматривающие недопущение размещения вблизи них и создание буферных (санитарно-защитных) зон вокруг потенциально опасных промышленных, энергетических, транспортных и иных объектов, и требования к выдаче разрешений на эксплуатацию. Отметим, чтов отличие от России в ряде зарубежных стран СНиП имеют более высокий правовой статус, поскольку введены в действие региональными и федеральными законами, такими как, например, Закон 1971 г. "О городском и сельском планировании" в Великобритании.

Перечисленные ранее подгруппы частных нормативных актов также содержат статьи и положения, касающиеся повышения безопасности и снижения риска ЧС за счет своевременной и эффективной подготовки к этим ситуациям. Основу такой подготовки составляет планирование действий на случай возникновения ЧС, обучение и повышение квалификации специальных кадров (пожарных, врачей, спасателей, работников спецслужб и др.), обучение и информирование населения, а также создание финансовых и материально-технических резервов, что позволяет уменьшить уязвимость социально-экономических систем к воздействию опасных явлений и процессов.

Однако в базовом Законе о чрезвычайных ситуациях содержание планирования не раскрыто (сам термин "планирование" упомянут лишь дважды), притом, что за рубежом ему обоснованно посвящены либо большие разделы соответствующих базовых законов, либо самостоятельные нормативные акты. Кроме того, как правило, в российском законодательстве проводится, причем далеко не всегда последовательно и полно, лишь разграничение полномочий, ответственности и функций органов государственного управления в рассматриваемых областях. Некоторое исключение представляет Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", регламентирующий подготовку кадров в этой сфере. Конкретные требования и сами процедуры планирования, подготовки и обучения кадров, которые раскрыты в подзаконных актах ведомственного характера, недостаточны при отсутствии частных законов или соответствующих положений (статей) в них, регулирующих подготовку (особенно взаимодействие различных ведомств и служб) к действиям в экстремальных условиях.

К числу таких нормативных актов, которыми Россия пока не располагает, следует отнести законы о снижении риска стихийных бедствий в целом и их наиболее опасных и разрушительных видов, связанных с наводнениями, подтоплением и землетрясениями. Это тем более удивительно, что на природные катаклизмы и опасности приходится более 4/5 экономического ущерба от всех ЧС как в России (здесь доля достигает 90%), так и за рубежом, где соответствующие законы действуют достаточно давно. В России же упомянутые вопросы регулируются либо соответствующими положениями (статьями) общесистемных законов, либо, чаще всего, указами Президента России и постановлениями Правительства России.

Последние явно недостаточны и, кроме того, до недавних пор были посвящены почти исключительно вопросам ликвидации отдельных крупномасштабных природных катастроф. Проблема природного риска, не говоря об интегральном риске ЧС, не затрагивалась. Для смягчения данной проблемы по поручению МЧС России был разработан проект Федерального закона РФ "О стихийных бедствиях".

Наконец, среди нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасности и снижения риска, особое место занимает страховое законодательство. Как отмечалось выше, в принципе это законодательство носит комплексный характер, юридически обеспечивая не только снижение ожидаемого от указанных ЧС ущерба за счет стимулирования выполнения мер безопасности населением и предприятиями в процессе страхования от аварий и т. п., но и компенсацию пострадавшим. Однако на практике его роль в СССР ограничивалась и в значительной мере в современной России лимитируется компенсационной функцией, причем реализуемой в своеобразной форме.

В условиях полностью огосударствленной централизованной экономики СССР до начала 1990-х годов страхование жизни и имущества от различных угроз и рисков было полностью монополизировано общесоюзной организацией Госстрах, которая в обязательном порядке взимала страховые премии с граждан и предприятий. Часть полученных сумм направлялась в резервный фонд, из которого осуществлялись затем выплаты пострадавшим, но не в форме страховых обязательств, а в виде пособий за потерю кормильца, на погребение, по инвалидности и т.п., тем самым, смягчая тяжесть потерь и ущерба. При этом порядок и размеры выплат определялись постановлениями правительства СССР, тогда как общесоюзный и республиканские законы в сфере страхования отсутствовали. Указанный порядок страхования и незначительные размеры пособий не стимулировали развитие страхового дела и предопределяли его незначительную роль в снижении интегрального риска, повышении эффективности предупреждения и ликвидации ЧС.

В 1990-е годы в России положение несколько изменилось к лучшему: были приняты и вступили в силу федеральные законы: "О медицинском страховании граждан в РСФСР", "О страховании", "О страховании военнослужащих" и некоторые другие. В частности, страховые нормы были зафиксированы в федеральном законе "Об охране окружающей среды". Тем не менее, страхование в России продолжает выполнять преимущественно компенсационную функцию (что лишний раз подтверждает принятый летом 1998 г. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Кстати, именно поэтому Федеральный закон "О страховании" был отнесен к группе общесистемных актов с определенными оговорками, выступая пока и в обозримом будущем скорее как частный нормативный акт.

Несмотря на отмеченные положительные сдвиги в вопросах страхования, в России до сих пор отсутствует ряд важных частных законов, касающихся страхования граждан и организаций от аварий, бедствий и катастроф, тогда как в развитых зарубежных странах они существуют достаточно давно (например, закон США "О страховании от наводнений", который, формально относясь только к данному специфическому виду ЧС, на самом деле охватывает существенно более широкий круг вопросов, связанных с интегральным риском). В результате в нашей стране не используются такие широко применяемые в мире формы страхования, как страхование риска причинения вреда, ответственности опасных объектов за возможные последствия аварии и катастроф.

Среди частных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности, следует особо выделить законы, подзаконные акты и их отдельные положения, определяющие статус и регулирующие хозяйственную и иную деятельность людей в конкретных зонах бедствия с целью снижения там интегрального риска обществу и природе, прежде всего в форме потенциально более масштабных потерь и ущерба, которые могут понести социально-экономические и экологические системы при непринятии соответствующих мер.

1.3 Отдельные направления нормативно-правового регулирования общественных отношений в области безопасности

Переходя к описанию отдельных направлений законодательной и правоприменительной деятельности в области безопасности, стоит отметить, что основополагающим нормативно-правовым актом после Конституции РФ для принятия управленческих решений в сфере безопасности является Закон РФ от 5 марта 1992 года "О безопасности", закрепляющий правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.