Смекни!
smekni.com

Политическая и правовая мысль в государствах древнего мира (стр. 6 из 7)

Всего, согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках их полного цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Первоначальный царь-самодержец незаметно и естественно превращается, по его мнению, в царя в той мере, в какой “царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы”. С течением времени царская власть стала наследственной, а цари, изменив прежний образ жизни, с ее простотой и заботой о подданных, начинали сверх меры предаваться излишествам. Этим вызвается зависть, ненависть, недовольство и ярость подданных, по мнению которых, царство превращается в тиранию. Это состояние (и форму) государства Полибий характеризовал как начало упадка монархической власти.

Тирания - время козней властелинов, которые исходят от людей благородных и отважных. При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию. Этот период Полибий рассматривает, как период расцвета государства, когда оно преодолевает многочисленные опасности. Правящими людьми при этом бывают “справедливейшие, рассудительнейшие по выбору”.

Вначале аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об “общем благе”. Когда власть становится наследственной и оказывается в руках людей, “совершенно не знакомых с требованием общественного равенства и свободы”, тогда аристократия превращается в олигархию, где царит злоупотребление властью, корыстолюбие, беззаконие, стяжательство, пьянство и чревоугодие.

За олигархией, вследствие выступлений народа, следует демократия. Демократией Полибий считает такой строй, при котором решающая сила принадлежит постановлениям большинства, господствует повиновение законам. Но постепенно отходя от этих ценностей, толпа выбирает себе в вожди отважного честолюбца, а сама отстраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию.

Этот процесс он характеризует следующим образом: “Тогда разгневанный народ, во всем внимая голосу страсти, отказывает властям в повиновении, не признает их даже равноправными с собою, и все дела желает решать сам. После этого государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного управления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией”. Охлократию Полибий рисует, как строй насилия, беззакония и отмечает, что с точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии “водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечный пункт естественного развития форм государства совпадает с исходным.

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, а поэтому считает, что “несомненно, совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии, и которая может предотвратить переход к извращенным формам правления. Он считал, что наилучшим устройством было римское государство, сочетавшее полномочия “трех властей” - власти консулов, сената и народа, выражавших соответственно царское, аристократическое и демократическое начала.

Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни. В своих книгах он отводил важную роль в государственной жизни великим личностям, природным условиям и судьбе.

Взгляды Полибия были восприняты и развиты через 1,5 тысячелетия многими мыслителями - Макиавелли, Монтескье и др.

ВЫВОД: Таким образом, в истории древнегреческой политико-правовой мысли принято выделять три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением государственности, нашедший отражение в творчестве Гомера, Гесиода,“семи мудрецов”, а также пифагорийцев и Гераклита; второй (V - первая половина IV вв. до н.э.) - период расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли, представленной учениями Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля; - третий (вторая половина IV-II вв. до н.э.) - период эллинизма,представленный учениями Эпикура, стоиков, Полибия.

Вопрос 5. Политические и правовые учения Древнего Рима

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие, все три основных этапа, которые принято выделять в истории этого великого государства: царский (754-510 гг. до н.э.), республиканский (509-28 гг. до н.э.) и императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). В царском, сравнительно кратком по времени периоде становления древнеримского государства, господствовали взгляды, во многом традиционные для родоплеменных отношений: установленные богами законы обычая справедливы и священны. С возникновением государства цари выполняли функции как военных вождей, так и верховных жрецов. Опираясь на сенат (совет старейшин), они принимали и проводили в жизнь новые законы, содержание которых говорит о переходном периоде становления государственности и права (Законы Сервия Туллия). Писаных законов еще не было, как и теоретических работ по правовым вопросам. Ко времени основания Рима на Аппенинском полуострове было много греческих колоний. Влияние их культуры на римлян несомненно, что подтверждается хотя бы сходными пантеонами богов (Зевс - Юпитер и т.д.).

Политико-правовые учения республиканского периода.

После изгнания последнего царя, с возникновением республиканского строя и в связи с борьбой плебеев против патрициев возникла необходимость в составлении писаного законодательства. В середине V в. (период расцвета Афин и др. греческих полисов) из Рима в Грецию были направлены посланники для ознакомления с греческим законодательством, особенно с законами Солона. Результаты этой поездки были использованы специальной коллегией (децемвиров) при составлении Законов XII таблиц - первого писанного свода законов Древнего Рима. В дальнейшем значительное влияние на римских ученых оказали взгляды пифагорейцев, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и других древнегреческих мыслителей. Так, общефилософские представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысли Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99-55 гг. до н.э.) в его известной поэме “О природе вещей”.

Значительным достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки - юриспруденции. В политических и правовых учениях древнего Рима зародились теории, которые получили дальнейшее развитие в последующие эпохи. Особенно велико значение работ римских юристов, таких, как: Ацилий Сапиент (нач. II в. до н.э.) - автор комментария к Законам XII таблиц, Эллий Пет Кат (консул 198 г. до н.э.), написавший первое юридическое произведение, адресованное широкой публике, содержавшее основы римского права, Манилий (консул 165 г. до н.э.), один из основоположников цивильного права, Сципион Назика Коркул (цензор 159 г. до н.э.), юрист, которому сенат подарил дом, построенный на общественные средства, чтобы люди, которым была нужна юридическая консультация, имели к Сципиону удобный доступ.

Виднейшим республиканским идеологом был знаменитый философ, государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон(106-43 гг. до н.э.). Свое отношение к проблемам государства и права он выразил в работах “О государстве” и “О законах”, а также в многочисленных политических и судебных речах.

Государство он определял как дело, достояние народа, подчеркивая при этом, что “народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов”.

Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Он отмечал изначальную связь государства и собственности, писал, что причиной образования государства является охрана собственности.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. “Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Цицерон предпочитал смешанную форму государства, ибо в простых формах эти достоинства представлены односторонне, что обусловливает их недостатки, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, смену форм власти, их вырождение в “неправильные” формы.

Основной порок простых форм государства, по его мнению, состоит в присущей им односторонности и неустойчивости. Царская власть чревата произволом единственного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство богатых и знатных; полновластие народа приводит к пагубным последствиям, к “безумию и произволу толпы”, к ее тиранической власти. Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы) уже не являются формами государства, т.к. в этих случаях отсутствует само государство, понимаемое как общее дело.