Смекни!
smekni.com

История пожарной охраны (стр. 2 из 7)

Автоматика надежею служит пожарным. Только у нас, в марийском крае, она сберегла материальные ценности на миллионы рублей и окупила расходы на ее установку и эксплуатацию. Есть все основания полагать, что это направление пожарной защиты будет развиваться, и совершенствоваться и приведет к еще большим успехам в борьбе с огнем.

Успехи пожарной охраны бесспорны и неоценимы. Нельзя не отдать должное и людям, сделавшим борьбу с огнем делом своей жизни, людям, которые каждый день проходят по кромке риска. Им приходится встречаться с парадоксами огненных ураганов, с прихотливой игрой давлений и подсосов, возникающих в бурном потоке пламени. Порой спасение только; одной человеческой жизни оборачивается многими сложностями, а подчас и жертвами. В этих ситуациях от пожарных требуется предельная организованность, высокое умение и незаурядное мужество. Здесь нельзя на что-то махнуть рукой, отложить на завтра, нельзя, даже если положение кажется безвыходным. Но завтра будет такой же напряженный день... И послезавтра... Всегда, пока на земле будут существовать пожары, пожарные будут готовы мчаться по первому зову на помощь. И не будет конца их волнениям, самоотверженности, их тревогам и надеждам. Будут только паузы, и то недолгие.

Именно благодаря таким людям мы начали забывать о пожарах и пожарищах, перестали бояться огня, а потом. как-то незаметно стали забывать и о самих пожарных. Более того, появилась своеобразная мода иронизировать, подшучивать, а то и откровенно смеяться над "пожарником". Немало расхожих реприз, скетчей, анекдотов прозвучало с эстрады, немало смешных сцен было в спектаклях и фильмах с участием усатого здоровяка в брезентовой робе.

Такое не могло не обернуться тяжелыми и печальными потерям: утратой у многих людей чувства опасности, сознания ответственности, понимания необходимости противопожарных норм и правил, внимания к требованиям и разъяснениям инструкторов государственного пожарного надзора. Здесь мы и подошли к психологическому аспекту решения проблемы пожаров. Как это ни парадоксально, но человек ищущий, строящий, созидающий вдруг по слепой беспечности, минутному легкомыслию или в угоду порой кажущейся выгоде отдает во власть огню собственный дом, с трудом выращенный хлеб, годами возводившийся завод, ставит под страшную угрозу жизнь своих детей и близких, свою собственную. За многовековую историю борьбы с огнем были испробованы, наверное, все законодательные меры воздействия на людей с целью предотвращения пожаров.

Турецкий султан Мурад I и английский король Эдуард VI грозили нарушителям тогдашних правил пожарной безопасности смертной казнью. Нещадно били их кнутами на Руси по повелениям Бориса Годунова и Петра I. Папа римский Иоанн XXIII в одной из энциклик пригрозил виновникам пожаров отлучением от церкви. И какие только кары не призывали на головы людей, виновных в пожарах.

Современные законодатели, уйдя от крайних мер, тем не менее оставили в силе уголовное наказание за нарушение правил пожарной безопасности. И все равно, за редким исключением (всего 12%), все пожары так или иначе вспыхивают по вине людей. Бывают, конечно, и прямые поджоги, но их не так уж много в процентном отношении. Главной же причиной было и остается твердое убеждение каждого человека (своего рода стереотип), что пожар рядом с ним случиться не может, а уж там более по его вине. Убежденность эта столь велика, что порой не помогают ни примеры, ни доказательства. Изучение этого феномена, предпринятое не так давно социологами, психологами и другими специалистами, позволило сделать вывод, что человек, создавший новую, во многом искусственную среду обитания, сам психологически не смог полностью к ней приспособиться. Унаследованные им инстинкты и рефлексы становятся все менее пригодными в современном мире, а воспитанию, созданию новых охранительных, эмоционально закрепленных навыков и привычек не придавалось, да и до сих пор мало придается значения.

В приложении к пожарной проблематике это означает, что необходимо создание у каждого человека чувства этой опасности, именно чувства, а не просто умозрительного принятия проблемы.

Воспитание такого почти рефлекторного чувства дело сложное и длительное, но необходимое, ибо, по мнению ряда исследователей, именно здесь скрыты неисчерпаемые резервы и возможности сокращения количества пожаров. Конечно, для этого нужны направленные усилия всего общества, нужен серьезный поворот в общественном взгляде на проблему пожаров, создание определенного нравственного климата. Путь к этому лежит, через достоверную информацию о существующем положении, которая должна дойти до каждого человека, превратив его из основного виновника пожаров в надежного защитника от огня.

Воспитание процесс эмоциональный, и не бывает успеха там, где не удается затронуть душу и сердце человека. Когда-то Виктор Гюго оказал: "Дух человеческий открывается тремя ключами: это число, буква, нота". В числах знания, в буквах мысли, в нотах эмоции. Вся система противопожарной пропаганды использована до недавнего времени только первые два "ключа" (да и то не всегда удачно), и "дух человеческий" оставался закрытым для нее. Лишь совсем недавно в пропаганде защиты от пожаров зазвучала эмоция, начал применяться и третий "ключ", эмоциональный элемент стал понемногу вступать в союз с рациональным, были сделаны осторожные попытки объединить и совместить все три "ключа" в усилиях по обострению внимания людей к проблеме пожаров. И в этих усилиях ничто не может заменить искусство, литературу, поэзию, музыку. Только их эмоциональное воздействие в сочетании со средствами массовой информации, с традиционными формами пропаганды позволит нарушить броню невосприимчивости современного человека, преодолеть барьер его ложной убежденности, сломать сложившиеся стереотипы и трафареты. Путь этот только начат. Он тернист и долог, но впереди у него цель, которую так хорошо выразил Фредерик Жолио-Кюри: "Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить".

пожар безопасность тушение


1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С древнейших времен человек поклонялся огню. Огненные стрелы молний, с грохотом ударявшие с черного "розового неба, кровавокрасные потоки раскаленной лавы, извергавшиеся из недр земли, еще больше укрепляли его веру в божественное происхождение огня. Недаром столько сказаний и легенд, мифов и преданий связано с историей овладения огнем, среди них предание грузинского народного эпоса об Амирани, похитившем огонь у богов.

Первый пожар... От чего вспыхнул он? От яростной молнии, ударившей в перестойную сосну, или от раскаленного камня, выброшенного из кратера вулкана? Вряд ли мы узнаем об этом. Известно лишь одно: человек не был повинен в том первом пожаре. Тогда он страшился огня, боялся приблизиться к обжигающему пламени, бежал от него, прятался и укрывался в пещерах, землянках, норах... Зато с той поры, как человек завладел огнем, подавляющее большинство пожаров стало делом его рук, его неумения обуздать красного зверя. Поняв это, люди начали строить свои первые поселения на берегах рек и озер. Они уже знали непримиримость воды и огня, научились заживать небольшие пожары, а от разгулявшейся огненной стихии могли спастись в воде. Со временем огонь стал служить людям. Он освещал и согревал жилище, варил пищу, помогал создавать новые материалы, выполнял обязанности, которые придумывали ему люди. Постепенно они перестали верить в его божественное происхождение, стали считать его покорным и верным слугой, спутником всех дел и начинаний. Проходили столетия, росли человеческие поселения. Появились города, где повсюду была обильная пища для огня. Чем больше разрастались города, тем чаще вспыхивали в них пожары. Особенно тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки. Древнерусские умельцы одним топором создавали из дерева храмы и избы, дворцы и крепости, не используя ни камня, ни гвоздя. Но многим этим творениям русского зодчества не суждено было прожить и десятилетий. Жадные языки пламени не щадили ни простой избы, ни изумительного резного храма.

Еще до появления письменности ужас, горе и боль пожара породили немало образов в былинах, песнях, сказках. И уже первые летописи не обходились без упоминания о злой силе огня: "...погоре град... погоре церковь... пожар вельми был страшен... а всех душ сгорело 3315..." пестрят роковыми словами листы летописей.

Описания пожаров встречаются и в первых литературных памятниках. О "Геенне огненной", о "пещи обжигающей" пишет протопоп Аввакум, о пожаре в Новгороде рассказывается в "Повести о Данииле Заточнике". Не обошли эту тему и Андрей Рублев, и Феофан Грек, на иконах, которых нетнет да и проглянет сполох пожара.

Становление русской государственности дало немало примеров решительных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. И когда пожары стали тормозом экономического развития, центральные власти были вынуждены принять определенные меры защиты от них. Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении московского пожара в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. Если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в "Поучении" Владимира Мономаха, то это был первый нормативный акт противопожарной защиты на Руси. В нем отразилось понимание того, что главной причиной большинства пожаров в те времена, как, впрочем, и несколько столетий спустя, была полная беспечность по отношению к огню. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу. Спасая от пожаров Кремль, один из царей велит снести все деревянные постройки на 100 сажен вокруг стены, другой запрещает строить деревянные дома в Кремле и Китайгороде, третий приказывает опечатывать все печи в летнее время.