Смекни!
smekni.com

Игровая зависимость 3 (стр. 2 из 3)

· вещизм

· переоценка значения материальных ценностей

· фиксированное внимание на финансовых возможностях

· зависть к более богатым родственникам и знакомым

· убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

Американскими исследователями, в свою очередь, в качестве факторов риска были предложены:

· принадлежность к этническому меньшинству

· отсутствие семейного статуса

· депрессию

· различные варианты химической зависимости

3.2. Классификация игроманов

В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм. Среди обращающихся пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.

В.Д. Менделевич [6] предлагает рассматривать следующие категории игроманов, классифицированные по следующим особенностям:

· по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры - игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) - 5,4%;

· по возрасту вовлечения в азартные игры - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3,1%) лет;

· по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%);

· с комбинированной зависимостью (78,7%) - азартная игра + алкогольная зависимость (43,2%), азартная игра + наркомания (11,1%), азартная игра + психопатия (24,4%); без сопутствующей психической патологии (21,3%); со специфическими расстройствами личности, отнесенными к типу зависимой
личности - 31,7%; с наследственной отягощенностью алкоголизмом (41,4%), наркоманией (2,7%), психическими заболеваниями (37,4%); без наследственной отягощенности наркологическими и психическими заболеваниями (18,5%).

· по особенностям поведения - девиантность (21,4%), делинквентность (правонарушения, проступки-17,3%);

· по уровню образования - высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);

· по семейному статусу - женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);

· по уровню реабилитационного потенциала: высокий (21,8%), средний (57,7%), низкий (20.5%).

У всех игроманов отмечается в различной степени выраженности психическая деградация, включающая морально-этические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие нарушения на фоне частичной социальной дезадаптации.

Для коморбидных пациентов (игровая зависимость, сочетанная с алкогольной или наркотической зависимостью) характерен патологический стереотип - употребление психоактивного вещества и последующее участие в азартной игре, которая продолжалась по несколько часов, как некий приступ или пароксизм. Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

· высокую "социальную смелость" - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

· "подверженность чувствам" - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

· "экспрессивность" - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

· "напряженность" - активная неудовлетворенность стремлений;

· "неустойчивость самоконтроля" - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

· Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.

3.3. Стадии развития игровой зависимости

Американский исследователь Р. Кастер выделил три стадии развития игровой зависимости:

· стадию выигрышей

· стадию проигрышей

· стадию разочарования.

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

3.4. Развитие фаз зависимости

В своей работе В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина [2] описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками:

· Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

· Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

· Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

· Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

· Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

· Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игроманы описывают это состояние как «транс». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

3.5. «Ошибки мышления»

Также В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки игроманов. «Ошибки мышления» бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».

К стратегическим «ошибкам мышления» относятся следующие внутренние убеждения:

· Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.

· Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.

· Замещение мыслей о контроле над собственным будущим фантазиями о выигрыше.

К тактическим «ошибкам мышления» относятся:

· Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.

· Вера в выигрышный — фартовый — день.

· Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.

· Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.

· Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.

· Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.

· Представление о ставках как о сделках.

4. Профилактика и борьба с игровой зависимостью

Учитывая многообразие опыта стран мира по борьбе с игроманией, можно составить некую схему общих для всех методов и средств:

· Законодательные меры. Это лицензирование. Возрастные ограничения. Рекламные ограничения. Налоговые отчисления. Но, в то же время, безусловное соблюдение гражданских прав и свобод.

· Административные меры. Это ограничения по месту (отдаленность от образовательных, религиозных учреждений и т.д.). Пресечение работы подпольных игровых заведений.

· Ограничения по суммам и времени игры. Отвлечение на другие объекты.

· Ограничения игрока. Самоизоляция. Заранее оговоренные предельные суммы и время игры. Периодическая проверка своего состояния у психотерапевта или психоаналитика. Самотестирование.