Смекни!
smekni.com

Фредерик Шопен (стр. 3 из 3)

1816.— Обучение нотной грамоте сестрой Ш.— Людвикой (р. 1807), присутствие Ш. на уроках сестры, учившейся игре на фп. у В. Живного; начало занятий под его руководством. Первые импровизации на фп.

1817.— Знакомство с произв. К. Курпиньского, Ф. Лесселя, а также М. Шимановской (изданы в сб.: “5 исторических песен”, на сл. Ю. У. Немцевича, 1816) — Издание полонезов g-moll и B-dur (оба в записи отца) и воен. марша.

1818.— I. Первый печатный отзыв (возможно, Ф. Скарбека) о творчестве и исполнит. иск-ве Ш.— 24 II. Первое публич. выступление Ш. (концерт для фп. с оркестром В. Гировеца).

1819—21.— Сочинение фп. пьес (не сохранились). Импровизации на фп. в присутствии Ю. Эльснера (в т. ч. программные — сцены из истории Польши). Посещение симф. и камерных концертов “Об-ва любителей музыки”. Сочинение полонеза As-dur, посв. Живному.

1822.— Расширение круга знакомств с варшавской интеллигенцией. Начало занятий с Эльснером (частные уроки).

1823.— II — III. Исп. концертов Ф. Риса и Дж. Филда (№ 5) на муз. вечере, организованном Комитетом администрации муз. вечеров.— IX. Поступление в 4-й класс лицея. Изучение лат. яз. и римской лит-ры под рук. С. Б. Линде, итал. поэзии (творчество Данте) — под рук. С. Чьямпи.

1824.— Лето. Подготовка в Шафарне (имение отца соученика Ш. по лицею, где Ш. проводил каникулы) рукописного журн. “Курьер шафарнский” (составил 6 номеров), в работе над к-рым Ш. обнаружил лит. дарование и склонность к сатире, проявившуюся и в его рисунках.

1825.— Сочинение неск. мазурок и рондо.— Лето. Отдых в Шафарне после окончания (с отличием) 5-го класса лицея, путешествие по Польше (Плоцк, Торунь, Гданьск). Знакомство с чеш. пианистом Вюрфелем. Участие в демонстрации новых клавишных муз. инструментов (эоломелодикона и эолопанталеона); игра на органе в лицейском костеле.

1826.— Сочинение полонеза “Прощай” (на отъезд В. Кольберга), рондо, 4-ручных вариаций, вальса и экосеза для фп.— 27 VII. Окончание лицея (с отличием).— 28 VII. Отъезд с матерью и сестрами в Душники (Райнерц).— 3 VIII — 11 IX. Лечение на курорте.—IX. Поступление в Гл. школу музыки.

1827.— Занятия в Гл. школе музыки под рук. Эльснера. Посещение лекций К. Бродзиньского по стилистике, эстетике, истории польск. лит-ры. Увлечение поэзией А. Мицкевича, расширение круга творч. интересов Ш. Сочинение фп. пьес — ноктюрнов, контрдансов, вальсов, а также первых произв. крупных форм — “Вариаций на тему Моцарта” для фп. с орк.. (1-я ред.). Начало работы над 1-й сонатой (окончена в 1828). Посещение организованных в Варшаве вечеров, посв. памяти Л. Бетховена.

1828.— Сочинение краковяка (“Большого концертного рондо”) для фп. с орк. и неск. пьес для фп. Начало работы над фп. трио (оба соч. завершены в 1829) и фп. этюдами.— IX. Поездка в Берлин (частые посещения оперного т-ра). Выступления во дворце князя А. Радзивилла в Познани на обратном пути из Берлина.— X. Возвращение в Варшаву.

1829.— Сочинение вальсов, мазурок и др. фп. пьес, а также песен (изданы посмертно).— 20 VII. Окончание Гл. школы музыки. Отъезд в Вену через Краков — 31 VII. Приезд в Вену, осмотр музеев и древних храмов.— VIII. 2 конц. выступления в Вене, вызвавшие восторженные отзывы о Ш. как пианисте и композиторе в местной прессе. Встречи с Вюрфелем, К. Черни и др.— Отъезд в Прагу. Встречи с виолончелистом Ю. Кленгелем и поэтом В. Ганкой.— Поездка в Дрезден, посещение картинных галерей. — IX. Возвращение в Варшаву. Создание концерта для фп. с opк. f-moll (изд. под № 2).—Х—XI. Поездка в Стшижево и Антонин — имения князя Радзивилла, где его дочь Элиза нарисовала портреты Ш.

1830.— Создание концерта для фп. с орк. e-moll (издан под № 1). Репетиции и исп. обоих концертов.— Лето. Поездка в Желязову-Волю. Сочинение неск. песен. Издание “Вариаций на тему Моцарта” в Вене.— 2 XI. Отъезд из Варшавы; поездка в Вену через Вроцлав, Дрезден (с посещением картинной галереи) и Прагу.— 24 XI. Прибытие в Вену.— XII (начало). Получение известия о ноябрьском восстании в Варшаве.

1831.— Трагич. переживания, связанные с противоречивыми сведениями о судьбе варшавского восстания.— Зима. Концерты в Вене.— 4 IV. Последнее публич. выступление в Вене.— 20 VII. Отъезд из Вены в Париж. Посещение Зальцбурга по пути.— 28 VIII. Концерт в Мюнхене.— IX. Получение в Штутгарте известия о падении Варшавы.— Приезд в Париж.

1832.— Работа над балладой № 1 и скерцо № 1 (возможно, начаты в 1831), подготовка к печати произв., начатых в Варшаве, продолжение работы над этюдами ор. 10, начало сочинения цикла 12 этюдов о р. 25.— Издание в Лейпциге и Лондоне 4 мазурок ор. 5 и 5 мазурок ор. 6.— 26 II. Первое конц. выступление в Париже.—Частые посещения Лувра и др. музеев.—Знакомство с поэтами А. Мицкевичем и Ю. Словацким, а также Ф. Листом и др. музыкантами, историком И. Лелевелем (идеологом польск. нац.-освободит, движения) и др. видными польск. политич. деятелями, находившимися в эмиграции. Завоевание известности в качестве педагога.

1833.— Издание фп. трио (без намеченной Ш. замены скрипки альтом), 3 ноктюрнов ор. 9, 12 этюдов ор. 10, 1-го концерта ор. 11, “Блестящих вариаций” ор. 12. Сочинение болеро, ноктюрна ор. 15 № 3, продолжение работы над мазурками.— Расширение круга парижских знакомств.— Участие в концертах совм. с Ф. Листом и др. пианистами.

1834.— Выступления в Париже, вызвавшие отрицат. отзывы нек-рых критиков, писавших о недостаточной силе игры Ш.— Издание фантазии ор. 13, краковяка ор. 14, ноктюрнов ор. 15, рондо ор. 16 и др. пьес. Работа над новыми полонезами, мазурками, ноктюрнами.— V. Поездка на муз. фестиваль в Ахен, где Ш. слушал симфонию В. А. Моцарта “Юпитер” и др. произв.

1835.— Работа над 2-м циклом этюдов ор. 25.— III. Выход в свет 1-го скерцо и 4 мазурок ор. 24.— Сочинение неск. мазурок и вальсов.— VIII. Приезд в Карлови-Вари для встречи с родителями.— X. Встречи с Мендельсоном, Р. Шуманом и К. Вик в Лейпциге.

1336.— 9 IV. Участие в концерте, к-рый давал Ф. Лист в зале Эрара.— VII. Поездка в Марианске-Лазне к Водзиньским. Встреча с Марией Водзиньской.— 21 VIII. Переезд с Водзиньскими в Дрезден.— 9 IX. Сватовство к Марии и получение её согласия на брак.— Сочинение первых этюдов ор. 25 № 1,2.— 10 IX. Отъезд в Лейпциг. Вторая встреча с Р. Шуманом.— Свидания с Л. Шпором в Касселе, К. Липиньским во Франкфурте-на-Майне. — Начало работы над прелюдиями ор. 28 (окончены в 1839). Возвращение в Париж.— XI. Знакомство с Жорж Санд.— Публикация концерта ор. 21, полонеза ор. 22, баллады ор. 23, полонезов ор. 26, ноктюрнов ор. 27.

1837.—Лето. Разрыв с М. Водзиньской.—11—12 VII. Пребывание в Лондоне. Игра на фп. у Дж. Бродвуда в присутствии неск. лондонских музыкантов.— Работа над балладой № 2 F-dur op. 38, “Похоронным маршем”, позднее включённым в сонату ор. 35, скерцо № 2 b-moll op. 31, мазуркой ор. 33. Выход в свет 12 этюдов ор. 25, экспромта ор. 29, мазурок ор. 30, ноктюрнов ор. 32.

1838.— Весна. Знакомство с Э. Делакруа.— 25 II. Первое выступление в Тюильри в присутствии короля и придворных.— 5 III. Участие в концерте вместе с пианистами Ш. Альканом, П. Циммерманом и А. Гутманом (игра в 8 рук).— 12 III. Исп. концерта № 1 для фп. с орк. e-moll в Руане (на бенефисе дирижёра А. Орловского, друга Ш.).— Лето. Пребывание в Ноане — имении Ж. Санд.— X. Отъезд на о. Мальорка.— Остановка в Барселоне (до 7 XI). Начало дружбы с Делакруа. Жизнь на Мальорке в “Доме ветров” (“Сон-Ван”),— XI (2-я половина). Болезнь Ш. — 15 XII. Переезд в картезианский монастырь “Вальдемоза”.— Сочинение вальсов ор. 34. Публикация ноктюрна ор. 37 № 1, полонезов ор. 40 ¹ l и 2; работа над скерцо ор. 39 и мазурками ор. 41.

1839.— II (начало). Отъезд с Мальорки. Обострение болезни в пути.— III—V. Жизнь в Марселе, поездка с Ж. Санд в Геную.— VI—X. Пребывание в Ноане. Завершение сонаты b-moll ор. 35.—11 X. Возвращение в Париж. Знакомство с И. Мошелесом.— 29 X. Выступление вместе с ним в Сен-Клу перед королём Луи Филиппом.— Сочинение экспромта ор. 36, ноктюрна ор. 37 № 2, этюдов ор. 10 (f-moll Des-dur, As-dur; все изданы в 1840).

1840.— Частые встречи с А. Мицкевичем в Париже. Сочинение вальса As-dur op. 42, мазурки a-moll op. 43, полонеза fis-moll op. 44.

1841.— 26 IV. Выступление в “Зале Плейель” (исполнил балладу F-dur ор. 38, скерцо № 3 cis-moll op. 39, мазурку a-moll op. 41, полонез c-moll op. 40, среди публики — Г. Гейне, Делакруа, Мицкевич, а также 11-летний А. Г. Рубинштейн, вскоре посетивший Ш.).— Лето в Ноане.— Сочинение тарантеллы ор. 43, прелюдии ор. 45, ноктюрнов ор. 48, мазурок ор. 50, а также вальса ор. 70 № 2 (издан в 1855).

1842.— 21 II. Участие в концерте с певицей П. Виардо-Гарсиа и виолончелистом О. Франшоммом в “Зале Плейель” (исполнил балладу ор. 47 As-dur и др. фп. соч.).— 20 IV. Тяжёлые переживания Ш. в связи со смертью (от чахотки) его друга Я. Матушиньского.— Лето. Пребывание в Ноане, беседы с Делакруа, гостившим в доме Ж. Санд, игра для него.— Сочинение экспромта Ges-dur op. 51, баллады № 4 f-moll op. 52, полонеза As-dur op. 53, скерцо № 4 E-dur op. 54 (все пьесы изданы в 1843).

1843.— 5 IV. Посещение Ф. Листом в Варшаве отца Ш.— Лето. Пребывание в Ноане.— IX—6 X. Поездка по берегам р. Крёз.— Создание фп. пьес “Листок из альбома” (посв. А. Шереметевой, издан в 1912), ноктюрнов ор. 55 и мазурок ор. 56 (изданы в 1844), колыбельной ор. 57 (издана в 1845).

1844.— V (начало). Получение известия о смерти отца (3 V).— Лето, осень. Жизнь в Ноане (с 3 поездками в Париж). Приезд к Ш. его сестры Людвики Енджеевич с мужем.— Работа над фп. сонатой h-moll op. 58 (издана в 1845).

1845.— Ухудшение здоровья. Лето — осень (XI). Жизнь в Ноане. Создание мазурок ор. 59 (изданы в том же году) и ор. 67 № 2 (возможно, 1849, издана в 1855). Работа над сонатой для фп. и влч. g-moll op. 65 (завершена в 1846, издана в 1847) —последним соч. Ш., изданным при его жизни.

1846.— IV. Поездка в Тур, затем (в последний раз) в Ноан (до XI). Обострение отношений с Ж. Санд. Сочинение вальсов ор. 64 (закончены и изданы в 1847).

1847.— VII. Разрыв с Ж. Санд.—Лето в Париже. Посещения Ш. художниками Ф. Винтерхальтером, А. Шеффером, Ш. Леманом и скульптором А. Бове, создавшими портреты Ш.

1848.— I. Написание А. Кольбером последнего портрета Ш.— 16 II. Выступление в “Зале Плейель” (исполнение со скрипачом Ж. Д. Аларом и виолончелистом О. Франшоммом фп. трио В. А. Моцарта и с Франшоммом 3 последних частей влч. сонаты, авторское исп. фп. пьес).— 20 VI—23 XI. Гастрольная поездка по Англии и Шотландии.— VI. Выступления на неск. вечерах в домах лондонской знати.— 23 VI и 7 VII. Концерты в Лондоне (2-е выступление при участии П. Виардо). Знакомство с Ч. Диккенсом, историком Т. Карлейлем, литератором Дж. Хогартом, певицей Е.Линд.—VIII. Посещение замков шотл. аристократов.— 28 VIII. Выступление в Манчестере.— 27 IX. Выступление в Глазго.— 4 X. Выступление в Эдинбурге.— 31 X. Возвращение в Лондон.— XI. Обострение болезни сердца и лёгких.— 24 XI. Возвращение в Париж.

1849.— Лето в Пасси (предместье Парижа). Приезд сестры Людвики с семьёй для ухода за больным Ш.— X. Возвращение в Париж.— 16 X. Прощание с друзьями. Ночь с 16 на 17 X. Смерть Ш.— 30 X. Похороны на кладбище Пер-Лашез в Париже.— XII. Захоронение в подземелье костёла Св. креста в Варшаве сердца Ш., привезённого его сестрой.