Смекни!
smekni.com

Николай I (стр. 4 из 4)

Правда, в дипломатических неудачах сказалась и позиция тогдашнего министра иностранных дел К.В. Нессельроде, которому были чужды интересы России, ибо он не любил русских, считал их ни к чему не способными, но преклонялся перед немцами.

И все же предательство австрийской монархии, только что спасенной русскими штыками, было особенно изощренным! Николай Павлович с горечью говорил: "Я жестоко наказан за излишнюю доверчивость по отношению к нашему молодому соседу (т.е. австрийскому императору. - В.Е., С.П.)..." Но он же и прекрасно понимал причины такого предательства: "Что теперь делается, меня не удивляет. Я уже в 1849 году был уверен, что Европа не простит нашего спокойствия и наших заслуг". Однако государь был намерен до конца исполнить свой долг.

Вот что говорилось в Высочайшем Манифесте 9 февраля 1854 года: "Итак, против России, сражающейся за Православие, рядом с врагом христианства становятся Англия и Франция! Но Россия не изменит святому своему призванию, и если на пределы ее нападут враги, то Мы готовы встретить их с твердостию, завещанной нам предками..."

Эта же идея развивается и в Высочайшем Манифесте 11 апреля 1854 года: "Православной ли России опасаться сих угроз? Готовая сокрушить дерзость врагов, уклонится ли она от священной цели, Промыслом Всемогущим ей предназначенной? Нет! Россия не забыла Бога! Она ополчилась не за мирские выгоды; она сражается за Веру Христианскую и защиту единоверных своих братий, терзаемых неистовыми врагами. Да познает же все Христианство, что как мыслит Царь Русский, так мыслит, так дышит вся Русская семья - верный Богу и Единородному Сыну Его, искупителю нашему Иисусу Христу, православный русский народ".

С весны 1854 года война, хоть и названная позднее Крымской, на самом деле носила мировой характер, ибо в ней участвовали крупнейшие государства, а военные действия велись по всему миру - в Крыму, на Кавказе, в Европе, в Баренцовом море и даже на Камчатке. Боевые действия в Крыму, оборона Севастополя стали примером высочайшего героизма русского народа. Конечно, справиться с международным монстром было слишком тяжело, но даже оставление Севастополя еще не означало поражения России. И вполне возможно, Крымская война завершилась бы русской победой, если бы... Если бы на престоле остался император Николай Павлович... Но Николай I умер 18 февраля 1855 года, не дожив до конца войны.

Еще в 1850 году Николай Павлович адресовал своему сыну-наследнику Александру слова: "Дай Бог, чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стремился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добродающей, - нам добро - никому зло". Единственное дело, которое он не успел закончить, - отмена крепостного права. Недаром император Николай I говорил сыну в 1854 году: "Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет ее закончить..." И, умирая, император завещал сыну Александру отменить крепостное право.