Смекни!
smekni.com

Аристотель (стр. 3 из 3)

В дальнейшем он переходит к рассмотрению процесса возникновения космоса - космологии. В этом случае, Аристотель не приемлет атомизма и выступает сторонником античной натурфилософии, считая, что космос возник из смешения пяти стихий - воды, земли, огня, воздуха, и эфира. В центре Вселенной находится шарообразная Земля, вокруг которой расположены сферы. Космос вне Земли подразделяется как бы на две части - подлуннный мир, наиболее близкий к Земле, и надлунный мир.

Следует отметить, что впоследствии учение Аристотеля в целом и его космология, в частности, пользовались таким большим авторитетом, что благодаря ему на многие столетия в европейской науке утвердилось совершенно четкое представление о геоцентрическом строении Вселенной.

Психология или учение о душе

Аристотелю принадлежит трактат "О душе", в котором он рассматривает свойства и виды души, а также проблему человека. По его мнению, душой обладает любое естественное тело. В соответствии со своими общефилософскими представлениями, он считал душу сущностью тела (формой), а само тело - материей, возможностью осуществления формы. В этом случае, любое реальное тело - это результат единства формы и материи, овеществленная возможность.

Аристотель выделял три вида души: 1) растительная душа, 2) животная душа, 3) разумная душа. Высший вид души - разумная душа, обладающая умом, который способен познавать мир. В разумной душе, как частное в общем, существуют и два более низких вида души - растительная и животная.

Цель человека, как обладающего разумной душой, - всестороннее познание мира и самого себя, и тем самым, реализация всех возможностей, которые заложены в разумную душу Умом-Богом.

Логика или аналитика

Аристотель написал несколько сочинений, посвященных проблемам познания мира: "Категории", "Первая аналитика", "Вторая аналитика" и др., известных под общим названием "Органон". Способность человека к познанию он называл термином "аналитика" - от древнегреческого "разложение на части". Этот термин был переведен латинским понятием "логика". С тех пор, термин "логика" закрепился в науке, а логикой стали называть науку о мышлении и его законах.

Логика (аналитика), по мнению Аристотеля, - это главное средство человеческого разума в процессе познания, ибо познание - это, прежде всего, верное, истинное мысленное представление о том, что есть в действительности. С этой точки зрения, Аристотель первый в истории европейской философии взялся за разработку законов логики - законов правильного, систематизированного мышления, и по праву считается создателем логики, как науки.

Систематизированное мышление невозможно без специфического языка, ибо любая мысль должна быть выражена в словах. Следовательно, для правильного познания необходимы понятия, которые и могут выражать ту или иную мысль. Именно Аристотель обратил внимание на эту важнейшую черту всякого познания и разработал основные понятия логики, которые стали называть "категориями". Категории, по Аристотелю, - это наиболее общие роды высказываний, такие как "сущность", "количество", "качество", "отношение", "место", "время" и др. Знание категорий, как наиболее общих родов высказываний, необходимо для составления более частных высказываний. И в этом случае, категории являются главными условиями познания, без владения которыми, невозможно познание вообще.

В целом же, учение Аристотеля, став завершением и вершиной развития античной науки, оказало и оказывает до сих пор огромное влияние на развитие науки вообще. После Аристотеля философских систем подобного рода и такого уровня обобщения античными мыслителями создано уже не было. Систематизированное знание, к которому стремился великий античный мыслитель, легло в основу всего здания дальнейшего европейского знания - и научного, и религиозного. Более того, аналитический, систематизированный стиль мышления и изложения, характерный для Аристотеля, стал одним из главных, если не самым главным, в западноевропейской общественной и научной мысли вообще. При этом Аристотель не просто систематизировал уже имеющееся философское знание, не только превратил философию в науку, но и в процессе этой работы создал свое, крайне интересное и оригинальное философское учение.