Смекни!
smekni.com

Лавров Кирилл Юрьевич (стр. 1 из 2)

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, трех Государственных премий, художественный руководитель Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург), президент Международной конфедерации театральных союзов

Родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде. Отец - Лавров Юрий Сергеевич (1905-1980), артист театра, Народный артист СССР. Мать - Гудим-Левкович Ольга Ивановна (1903-1967), известная ленинградская актриса, мастер художественного слова. Супруга - Николаева Валентина Александровна, актриса театра. Сын - Лавров Сергей Кириллович (1955 г. рожд.). Дочь - Лаврова Мария Кирилловна (1965 г. рожд.). Внучка - Семенова Ольга Владимировна, школьница.

Родители Кирилла Лаврова - коренные петербуржцы. Юрий Сергеевич не имел специального актерского образования. Еще 14-летним мальчишкой поступил во вспомогательный состав Большого драматического театра, помещавшегося тогда в консерватории, участвовал в массовках, играл эпизоды, затем ушел в "Молодой театр", организованный в Доме графини Паниной на Лиговке. Там повстречал свою будущую супругу Ольгу Гудим-Левкович. Вместе они участвовали в спектакле "Бесприданница" А.Н. Островского (Гудим-Левкович играла Ларису, Лавров - Карандышева). После удачной постановки Юрия Лаврова пригласил в Москву Всеволод Мейерхольд. Однако отношения с Мейерхольдом у К.Ю. Лаврова не сложились, и он вернулся в родной город. Работал во многих театрах, потом уехал на Дальний Восток, а позднее принял приглашение Киевского театра имени Леси Украинки, где проработал до самой смерти.

В отличие от отца, мама К.Ю. Лаврова в театрах не играла. Она занималась литературно-чтецкой деятельностью, много выступала на радио, играла в бригадах.

Рожденный в актерской семье Кирилл Юрьевич уже в юности определил свое призвание. Хотя жизнь внесла в его планы существенные коррективы. В 1941 году он окончил 7 классов 155-й ленинградской школы, и после начала Великой Отечественной войны они с матерью и младшей сестрой эвакуировались в Кировскую область. Чтобы прокормить семью (родители к тому времени были в разводе) Кирилл устроился работать грузчиком на заготовительном пункте зерна. В 1942 году семья перебралась в Новосибирск, где он пошел работать на завод № 325 Наркомата боеприпасов сначала учеником, а затем токарем. В начале 1943 года Кирилл добровольно пошел в армию, и его направили в Астраханское военно-техническое училище. После его окончания в 1945 году он в составе 581-го полка 255-й дивизии 10-й воздушной армии в течение 5 лет проходил службу на острове Итуруп на Дальнем Востоке. Там ему и вспомнилось увлечение театром. Первой ролью его был Боб Морфи в "Русском вопросе" К. Симонова.

Отец очень хотел, чтобы Кирилл служил в авиации, и с самого начала был категорически против театральных устремлений сына. Однако вопреки мнению отца Кирилл Лавров отправился поступать в театральное училище на Моховую к Л.Ф. Макарьеву. Был допущен к конкурсу, но поскольку у Лаврова не было аттестата зрелости, его не приняли. Тогда он отправился к К.П. Хохлову, возглавлявшему Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, прочел весь свой небогатый репертуар и, к своему удовольствию, был приглашен на работу в театр.

С 1950 по 1955 год К.Ю. Лавров работал в Киеве. Сначала играл в массовках, потом стал получать роли. В пьесе Мдивани "Новые времена" он сыграл вместе с отцом (Ю.С. Лавров играл председателя колхоза, К.Ю. Лавров - его сына). Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, начинающий артист с успехом сыграл целую серию интересных ролей, приобретая опыт и профессиональное мастерство.

В 1951 году в Киев приезжает выпускница Школы-студии МХАТ Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе К. Гольдони "Слуга двух господ" (он - Сильвио, она - Клариче) и в спектакле по пьесе Вс.Иванова "Бронепоезд 14-69". Вскоре у них родился сын Сергей и в 1955 году супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил К.П. Хохлов, назначенный художественным руководителем БДТ - Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького (с 1992 года театр носит имя Г.А. Товстоногова). С тех пор творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова неразрывно связана с этим театром. С 1989 года и по сей день он является его художественным руководителем.

Творческий путь К.Ю. Лаврова на сцене БДТ - яркий пример непрекращающегося профессионального роста в содружестве с такими режиссерами, как Г.А. Товстоногов и, в последние годы, Т.Н. Чхеидзе, а также с выдающимися артистами-партнерами.

Обладая повышенной требовательностью к себе, Лавров в каждой своей работе ищет глубину перевоплощения, проникновения в человеческий характер и добивается огромного воздействия на зрителей. Нравственная и художественная зрелость помогают артисту быть всегда точным в создании сценического характера и неповторимо выразительным. Ему подвластны четкость мысли и взлет поэзии.

Многие роли, сыгранные им на сцене БДТ, стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра и одной страны: Молчалин в "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1962), Соленый в "Трех сестрах" А.П. Чехова (1965), Астров в "Дяде Ване" А.П. Чехова (1982), роль В.И. Ленина в композиции "Перечитывая заново" (1980), Платонов в "Океане" А. Штейна (1961), Нил в "Мещанах" М. Горького (1966, 1991), Городничий в "Ревизоре" Н.В. Гоголя (1972, 1991), Петр Мелехов в "Тихом Доне" М. Шолохова (1977), Президент в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера (1990), Эфраим Кэбот в "Любви под вязами" Ю. О'Нила (1992), Пимен в "Борисе Годунове" А.С. Пушкина (1999) и, конечно, Маттиас Клаузен в "Перед заходом солнца" Г. Гауптмана (2000).

Несмотря на огромную загруженность общественными делами, Кирилл Юрьевич с успехом репетирует и играет в новых спектаклях. Его Пимен в спектакле Темура Чхеидзе "Борис Годунов" - яркий пример постоянного творческого роста. Этот образ закольцовывает действие, с его появления начинается спектакль. Он - всему свидетель, и ничто не скроется, не потеряется в его свитках. Пимен сыгран Лавровым с достоинством и мудрым спокойствием. Его полные скорби глаза многое помнят. И именно он, насмотревшись рыданий, авантюр и предательств, вправе произнести: "Народ безмолвствует..."

О последней работе К.Ю. Лаврова в спектакле Григория Козлова по пьесе Г.Гауптмана "Перед заходом солнца" критика писала: "...Маттиас Клаузен Лаврова - человек от мира сего. Таким -интеллигентным и одухотворенным - хотелось бы видеть человека дела нашего времени. Он - собранный, легкий и светлый. Корректный и удивительно естественный. Доступный, без тени превосходства. И в то же время отличный от окружающих. <...> Мудрость Клаузена Лаврова - итог долгой жизни, пережитых страданий, мучительной работы мысли, познания глубин культуры, философии. Здесь и опыт одиночества, и знаковое для героя Лаврова чувство ответственности за эту юность, которая входит в его жизнь".

Высочайшее профессиональное мастерство, свободное владение формой, отвечающей самой сути содержания, позволили Кириллу Юрьевичу Лаврову создать образы масштабные и глубокие. Признание критики и общественности подтверждает значение этой работы.

Как это часто бывает с театральными актерами, широкое признание, всеобщая известность и народная любовь пришли к К.Ю.Лаврову в том числе и в результате работы в кинематографе. Среди его несомненных удач первыми в списке стоят Синцов в фильме "Живые и мертвые" (1963), Лапин в картине "Верьте мне, люди!" (1964), Башкирцев (прообраз С.П. Королева) в "Укрощении огня" (1972), В.И. Ленин в фильме "Доверие" (1976), Иван Карамазов в фильме "Братья Карамазовы" (после смерти И. Пырьева в 1968 году К.Ю. Лаврову совместно с М.А. Ульяновым пришлось завершать работу над этим фильмом). В 1973 году артист стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за лучшую актерскую работу".

Помимо перечисленных кинокартин зрителям запомнились его роли в фильмах: "Васек Трубачев и его товарищи" (1955), "В дни Октября" (1958), "Ссора в Лукашах" (1959), "Залп "Авроры" (1965), "Долгая счастливая жизнь" (1966), "Нейтральные воды" (1968), "Чайковский" (1969), "Любовь Яровая" (1970), "Ход белой королевой" (1971), "Еще не вечер" (1974), "Океан" (1974), "Повесть о человеческом сердце" (1975), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "На гранатовых островах" (1981), "Из жизни начальника уголовного розыска" (1983), "Колье Шарлотты" (1984), "Красная стрела" (1986), "Хлеб - имя существительное" (1988), "Исчадье ада" (1991), "Шкура" (1991) и др.

Общественная работа для Кирилла Юрьевича давно стала органичной потребностью. Здесь проявляется его особый талант человеколюбия, живой и деятельный интерес к людям. Он был членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии, его неоднократно избирали депутатом Верховного Совета СССР. Ныне он президент Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ, член комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации, член комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ.

В 1967 году К.Ю.Лаврову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1970 году - звание Народного артиста РСФСР, а в 1972 году - почетное звание Народного артиста СССР.

За выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства в 1985 году К.Ю. Лаврову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему трижды присуждалась Государственная премия (1974 - за роль Башкирцева в кинофильме "Укрощение огня", 1978 - за участие в создании спектакля "Тихий Дон", 1982 - за образ В.И.Ленина в спектакле "Перечитывая заново..."), а также премий КГБ и МВД СССР (1984) и премия Президента РФ в области культуры и искусства (1997). Он награжден Орденами Ленина (1985), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), "Знак Почета" (1967), "За заслуги перед Отечеством" III (2000) и IV (1995) степени.