Смекни!
smekni.com

Васильев Владимир Викторович (стр. 2 из 2)

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: "Двое", "Классическое па-де-де", "Русская", "Два немецких танца" и "Шесть немецких танцев", "Ария", "Менуэт", "Вальс", "Карузо", "Шут", "Петрушка", "Элегия", "Увертюра на еврейские темы", "Синкопы" и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он видит в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в "Чарующих звуках", Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои "Ностальгии" и "Фрагментов одной биографии". В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства - он снимается как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта" (Сид, 1980), "Фуэте" (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории "Евангелие для лукавого" (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах "Анюта" (Петр Леонтьевич, 1982) и "Дом у дороги" (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет "Тахир и Зухра" на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием "О Моцарт! Моцарт..." на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр "Новая опера", Москва, 1995), "Травиата" Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх "Аида" Дж. Верди (Римская опера, 1993) и "Хованщина" М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок-оперы "Юнона и Авось" в театре "Ленком" (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций "Сказка о Попе и работнике его Балде" (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), "Художник читает Библию" (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 годы Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем-директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра; была организована собственная Видеостудия театра и подготовлен постоянный цикл передач на телеканале "Культура"; создана и открыта страница Большого театра в Интернете; создана пресс-служба театра; значительно расширена литературно-издательская деятельность; организована Академия классического танца Большого театра в Бразилии; организованы международные акции в поддержку реконструкции Большого театра, проведено множество благотворительных акций и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др., резко вырос уровень исполнительского мастерства. Масштабные зарубежные гастроли театра вновь стали проходить с огромным успехом, и мир заговорил о возрождении Большого театра. "Триумфальное возвращение Большого", "Снова Большой!" - писали газеты. В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с сокращением штата".

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь", посвященного П.И. Чайковскому (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году - премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета.

Васильев снимался в экранизациях балетов: "Сказка о Коньке-Горбунке" (Иванушка, 1961), "Подпоручик Киже" (Павел I, 1969), "Спартак" (1976); "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (Арлекин, 1970), "Анюта" (Петр Леонтьевич, 1982), "Дом у дороги" (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: "Дуэт" (1973), "Катя и Володя" (СССР - Франция, 1989), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990), "Отражения" (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова "ЕкатеринаМаксимова. ВладимирВасильев" (М.: Терра, 1999), Pedro Simon "Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle" (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монографияБ.А. Львова-Анохина "ВладимирВасильев" (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленнаяЕ.В. Фетисовой "ВладимирВасильев: Энциклопедиятворческойличности" (М.: Театралис, 2000).

В.В. Васильев - Народный артист СССР, Народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году - "За честь и достоинство".

В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом "За заслуги" (1999).

В.В. Васильев завоевал I премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз "Интервидения" (за телебалет "Анюта") на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет "Анюта") на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет "Дом у дороги") на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), приз за лучший спектакль сезона - балет "Анюта" в театре "Сан-Карло" (Неаполь, 1986), приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).

В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета "Европа-1972" (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия).

В.В. Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной Академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи - своему самому постоянному и давнему увлечению (состоялись три персональные выставки его работ). Особенно любимые им художники - Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Коровин, Врубель. Основная тема полотен Васильева - пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где он всегда проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает - мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели - Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты - Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы - Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Бах. Относительно недавно у Васильева появилось новое увлечение - он стал писать стихи, а в 1999 году вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".

Живет и работает в Москве.