Смекни!
smekni.com

Понятие и источники Римского права (стр. 2 из 4)

Между частным и публичным правом существовала органическая связь: так как деятельность римских юристов и магистратов протекала в рамках публично-правовых установлений, и в итоге публичное право составляло не только фон, но и основу, на которой строилось и развивалось частное право. В наших же лекциях мы намерены уделить основное внимание римскому частному праву, т.к. в научной литературе по романистике принято считать, что по сравнению с публичным правом частное право представляет собой более ценный массив римского права: оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота, что очень актуально для современной России, пытающейся вписаться в цивилизованную рыночную экономику. Из этого вовсе не следует, что мы будем пренебрегать положениями публичного права – мы будем к нему, так или иначе обращаться на протяжении всего курса. Но, так как основные положения публичного права излагаются в курсе “История государства и права”, а также во избежание дублирования материала, акцентируем наше внимание на вопросах частного права.

В заключение о периодизации. История Западной Римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать год основания Рима – 753 год до н.э. Конечной датой – 476 год, когда римская империя была завоевана германскими племенами, или 565 год – дату смерти императора Юстиниана.

С достаточной точностью трудно провести какую-либо одну периодизацию, ведь достоверно известно только, когда было начало, и когда наступил конец, т.е. время возникновения и время исчезновения римского рабовладельческого общества, римского государства и римского права. И все же для удобства пользования и лучшего усвоения можно рассмотреть приведенную ниже периодизацию истории римского государства и римского права.

В истории римского государства различают следующие периоды[3] (см. рис. 3): период царей – VIII-VI вв. до н.э., период республики – V-I вв. до н.э. (ранняя республика – V-III вв. до н.э. и поздняя – II-I века до н.э.); период империи – I-V вв. н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат – I-III века н.э. и доминат – IV-середина VI века н.э.). История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права - свою, не всегда совпадавшую с периодизацией римского государства.

Историю римского права принято делить на периоды[4] (см. рис. 4): древнего римского права – juscivile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора – 753-242 гг. до н.э.); классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы – от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана – от 212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.

Источники римского права.

Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц "fonsomnispubliciprivatiquejuris", т.е. источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином "источник" Ливий хотел обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период – постановления народного собрания; в эпоху принципата – сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии – императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права (см. рис. 5).

Обычное право. В Институтах Юстиниана производится различие между правом писаным (jusscriptum) и неписаным (jusnonscriptum). Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения не получат признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если же обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: moresmajorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).

Итак, обычай (moresmajorum, usus) – древнейший источник права – это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право – это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.

По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает место закону и другим источникам права.

Закон (lex) – это правило поведения, закрепленное на уровне государственной власти. Из 800 дошедших до нас законов наиболее известны законы XII таблиц, принятые народным собранием в V веке до н.э. (451- 450 гг. до н. э.). Законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть: без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские. Законы XII таблиц явились основой цивильного права, источником всего римского права (частного и публичного). По словам Цицерона, одна небольшая книжица законов XII таблиц воистину превосходит все библиотеки философов.

В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

Кроме упомянутых законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имели lexPoetelia (Петелиев закон), IV в. до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lexAquilia (Аквилиев закон), примерно Ш век до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lexFalcidia (Фальцидиев закон), I век до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "Что угодно императору, то имеет силу закона", но сам император "законами не связан".

Постановления сената (senatusconsulta). Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список се­наторов. Своими решениями сенат утверждал, принятые законы или не соглашался с ними, в период республики был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка.

В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: "Решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены"[5].

На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут или голосование. Senatusconsulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в государствен­ную казну.

С ослаблением положения сената и укреплением положения принцепса постановления сената больше не выступали как источники права, а были лишь речами, с которыми принцепс выступал перед сенатом на торжественном заседании сената и по которым не проводилось голосования: они принимались обычно без каких-либо дискуссий.

Таким образом, не имевший законодательной власти в период республики, с I века сенат занимает главенствующее место в правотворческом процессе и становится основным источником права, поскольку теперь постановления сената чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях. Принцепсы, стремительно шедшие к единоличной диктатуре, еще нуждались в республиканских “одеждах”.

Эдикты магистратов (edictamagistratuum) – это общие распоряжения претора – уполномоченного лица по судеб­ным делам (соответствует понятию градоначальника). Функции претора: наблюдение за общим порядком, руководство юридической практикой (дела решал судья, а претор направлял дея­тельность судей). Эдикт издавался претором при вступлении в должность в качестве программы его деятельности и действовал до окончания им полномочий (один год). Формулы, которые давал претор, “уточняли, дополняли” цивильное право, т.е. законы XII таблиц, которые не успевали за жизнью. Претор восполнял пробелы, корректировал цивильное право, дополнял его. Не посягая на текст таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки, а затем и игнорирования. Оба претора - цивильный и перегринский - имели право издания эдиктов, в которых они сначала заявляли о своем вступлении в должность, а впоследствии стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все, более расходясь с нормами таблиц, упрощали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось таблицами. Таким образом, в Риме появился новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.