Смекни!
smekni.com

Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (стр. 3 из 7)

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч. 1 ч. 2 и п. 2 ч. З ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (п. 2, 6—9); в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п. 5—12) и заключительных (п. 13—16); д) вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).

Анализ этих положений закона позволяет с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следствия.

С момента совершения преступления до рассмотрения уголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводится предварительное следствие, фактически отдано только под ведомственный процессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствия руководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения, а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению - до 18 месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.

Сосредоточение многих властно-распорядительных полномочий в следственных органах при отсутствии возможности у прокурора надлежащим образом осуществлять надзор за следствием в первую очередь может повлечь нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, и в особенности задержанных и заключенных под стражу.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным не только сохранить надзорные полномочия прокурора за следствием в прежнем объеме, но логично было бы расширить надзорные функции прокурора в этом направлении деятельности. Однако сделать это возможно только законодательным путем.1

Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленно направляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п. 2 ч. 1 ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) и т.д.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221. ч. 2 ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производящему дознание по данному уголовному делу (Федеральный закон №58-ФЗ).

Прокурор, защищая права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

2.2 Следователь, его правовое положение и функции

Следователь — это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия (п.41 ст.5 УПК). Следователи правомочны также производить дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно1.

Предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры и федеральной службы безопасности. В указанных ведомствах имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. должностное положение следователя и его принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг его процессуальных полномочий.

Из принципиальных положений, заложенных в гл. 1 и 2 УПК, вытекает, что следователь — это государственный орган уголовного преследования. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в состав обвинительной власти. В какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование по уголовному делу, основной его функцией является уголовное преследование.

Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (см. п. 55 ст. 5 УПК).2

Однако поскольку в стадии предварительного расследования, доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного следствия, дознания и прокурора, постольку следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику.)

Следователь должен установить и обстоятельства, указанные в п. 6, 7 ст. 73 УПК, и все прочие обстоятельства. В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу. Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в, случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является всегда его обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК). Следователь обязан принять меры обеспечения предъявленного (или возможного в будущем) гражданского иска.

Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствие или дознание независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзором прокурора и руководством начальника следственного отдела.1

Следователь самостоятелен в принятии решений и совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений. Процессуальные действия и решения следователя, требующие разрешения суда, указаны в ст. 29, 165 УПК. Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения последним (ч. 4 ст. 39 УПК). Возможность обжалования следователем любых указаний начальника следственного отдела предусмотрена в законе.

Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Следователь вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания (п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК).

Письменные указания прокурора следователю, данные в установленном УПК порядке, являются обязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однако обжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 38 УПК.