Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 9 из 16)

Обязанности доверительного управляющего исполняются за счет доверенного ему наследственного имущества (п. 2 ст. 1020 ГК РФ).


ГЛАВА 3. МЕСТО НАСЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВ И ЕГО ЗАЩИТА

3.1 Межотраслевые связи гражданского права в сфере регулирования наследственных правоотношений

Как известно, наследственные отношения регламентируются одной из подотраслей гражданско-правовой отрасли - наследственным правом. Нормы этой подотрасли сосредоточены в основном в части третьей ГК РФ. Встречаются они и в иных нормативных источниках - актах гражданского законодательства (ст. 33, 131 ЖК РФ, п. 5 ст. 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и других). Анализ положений указанных источников правового регулирования указывает на существование в сфере правового регулирования наследственных отношений (области действия гражданского права) межотраслевых связей гражданского права с иными правовыми отраслями. Подобные связи проявляются прежде всего в структуре норм части третьей ГК РФ о наследовании. Проведем анализ указанных связей, исходя из того, с какой отраслью права взаимодействует гражданское право при регламентировании наследственных отношений. Во-первых, здесь усматривается связь гражданского права и гражданского процессуального права. Так, согласно ст. 1114 ГК РФ время (день) открытия наследства законодатель связывает не только с биологической, но и с так называемой юридической смертью гражданина - это либо день вступления решения суда в законную силу, либо день смерти, указанный в решении суда. Дата (день) вступления решения суда в законную силу устанавливается по правилам ГПК РФ (ст. 209).

Второй механизм судебного установления смерти как юридического факта также связан с наличием процессуального акта, появляющегося в результате реализации норм главы 16 ГПК РФ. Таким образом, в любом случае при судебной констатации смерти определение места открытия наследства связано с действием общих норм гражданского процессуального права (ГПК РФ), а также специальных норм главы 30 ГПК РФ о порядке признания гражданина умершим.

Во-вторых, имеет место взаимодействие наследственного права с семейным правом. Подобный вывод следует, в частности, из содержания ст. 1150 ГК РФ. По этой норме принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью[56]. При этом доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.

В-третьих, действие норм наследственного права, как показывает ГК РФ, может быть связано и с административно-правовой сферой. Такой вывод следует из анализа положений ст. 1180 ГК РФ. Фактически эта статья ГК РФ, устанавливая специфику наследования ограниченно оборотоспособных вещей, закрепляет необходимость в соответствующей ситуации получения наследником специального разрешения, т.е. лицензии. Однако такая лицензия по смыслу анализируемой нормы нужна наследнику лишь тогда, когда он хочет стать полноценным собственником ограниченно оборотоспособных вещей. Для самого же факта принятия наследства, т.е. для приобретения права собственности, как явствует из ст. 1180 ГК РФ, данное разрешение не требуется.

В исследуемом случае осуществление субъективных гражданских прав наследника как собственника (правомочий владения, пользования и распоряжения) ставится, по существу, в зависимость от наличия или отсутствия у него лицензии. Лицензия же как определенного рода юридически значимый документ должна быть получена в рамках так называемого лицензионного процесса, т.е. при реализации норм административного права. Таким образом, в рассматриваемой ситуации законодатель фактически устанавливает взаимозависимость между осуществлением субъективных гражданских прав наследника-собственника и реализацией норм административного права о процедуре лицензирования.

В-четвертых, наследственное право находится в тесном взаимодействии с рядом комплексных (вторичных) правовых образований. Это, в частности, нотариальное право и земельное право.

Взаимосвязь с положениями нотариального права у наследственного права проявляется во многих нормах третьей части ГК РФ. Здесь заметим, что в современной юриспруденции нотариальное право рассматривается как комплексная отрасль права[57], соединяющая нормы, находящиеся на стыке публичного и частного права[58], и имеющая тесную взаимосвязь с рядом правовых отраслей, в том числе и с гражданским правом[59].

В ряде статей раздела V ГК РФ ("Наследственное право") содержатся предписания, которые могут быть отнесены не только к гражданскому праву как первичной, базовой отрасли, но и к нотариальному праву как комплексному (вторичному в рамках структуры права) правовому образованию. Сюда можно отнести, в частности, положения ст. 1123 о тайне завещания, ст. 1124 об общих положениях, касающихся формы и порядка совершения завещания, ст. 1125 о нотариально удостоверенном завещании, ст. 1132 о толковании завещания и ряд иных. Во всех подобных нормах речь идет о соответствующих нотариальных процедурах - удостоверение завещания, толкование завещания и др.

Интересно указать, что из пяти глав раздела V ГК РФ нормы нотариального права, содержащие прямое указание на соответствующих субъектов нотариальной деятельности, в отмеченном разделе ГК РФ содержатся в двух главах - в главе 62 о наследовании по завещанию и в положениях главы 64 о приобретении наследства. Полагаем, что подобное положение вполне объяснимо необходимостью адекватной (нотариальной) легализации завещательной воли (глава 62), а также нотариального закрепления факта приобретения наследства (глава 64). В данных ситуациях, на наш взгляд, гражданско-правовые нормы нотариального права. Представляется, что с учетом вторичности нотариального права в рамках системы права по отношению к гражданско-правовой отрасли использование выражения "гражданско-правовые нормы нотариального права" носит правомерный характер, в своей совокупности преследуют цель нотариата, сформулированную в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1[60] (с изменениями и дополнениями). Это обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в нашем случае - участников наследственных правоотношений) путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ (соответствующих нотариальных процедур).

На наш взгляд, здесь, конечно, правильнее говорить об охране субъективных прав и интересов, а не только о защите. Данный вывод напрашивается с учетом значения термина "охрана субъективного права" в современной юриспруденции, а также в соответствии с тем, что нотариусы совершают большинство нотариальных действий в ситуациях, когда нет еще оснований говорить о защите, т.е. при отсутствии правонарушений.

Изложенная цель функционирования нотариата, реализующаяся также и в наследственной сфере, а также отмеченный выше комплексный характер нотариального права в сравнении с известной однородностью гражданско-правовой отрасли приводит к выводу о том, что нотариальное право по своей сути является средством обеспечения эффективной реализации материально-правовых норм гражданского права. В рамках нотариального права устанавливаются юридические процедуры реализации тех правовых предписаний, которые заложены в области гражданского права.

Проводя далее сравнение нотариального права и другой названной выше комплексной отрасли права (земельного права), можно заметить сходную картину в контексте существования межотраслевых связей. Как и в нотариальном праве, земельное право устанавливает ряд юридических процедур, "неизвестных" гражданскому праву, а также формулирует некоторые правовые ограничения в области оборота земли. В итоге можно сделать вывод о том, что назначение комплексных отраслей права, включающих и частноправовую составляющую, состоит не только в объединении правового материала по предметному признаку, но и в установлении процедур и известных ограничителей (в целях обеспечения публичных и частных интересов) реализации правовых норм базовых отраслей права.

Получается, что межотраслевые связи наследственного и нотариального права существуют в том случае, если возникает необходимость организации повышенной правовой охраны субъектов наследственных отношений в виде совершения нотариальных действий. В установлении такой охраны усматриваются известные публичные интересы - защита прав третьих лиц, а также обеспечение стабильности наследственных отношений.

Взаимодействие наследственного права как части гражданского права и земельного права усматривается из содержания ст. 1182 ГК РФ. Согласно п. 1 отмеченной статьи раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. Данный размер определяется уже на основании предписаний Земельного кодекса РФ (ст. 33). В данном случае обозначенные положения ГК РФ и ЗК РФ образуют единый правовой комплекс, на базе которого устанавливается правило поведения в наследственной сфере.