Смекни!
smekni.com

Сергий Радонежский (стр. 2 из 2)

Посылая своих иноков на бой с “погаными”, Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным “спасением души”. Однако Сергий готов был принести и эту ,самую тяжкую для монаха, жертву.

Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника —Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Сама эта идея возникла ещё во времена Киевской Руси и была развита Андреем Боголюбским применительно к Владимиро-Суздальской зем­ле. Иван Калита, посвятив главный храм Москвы Успению Богоматери, также настаивал на том, что именно его владения находятся под особым попечительством Пречистой.

Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь иноческий путь Сергия. На его родине, Ростове, главный храм города был посвящен Успению Богоматери. Любимой келейной иконой подвижника была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Согласно житию, он каждый день пел хвалебную песнь Пречистой — акафист.

Совпадение личного стремления с общим воодушевлением в области духовной жизни часто приводит к необычайным результатам. Судьба Сергия является тому подтверждением. Его восхождение по лестнице духовного совершенствования сопровождалось мистическими прорывами в царство духа. Игумен наяву видел ангелов и райских птиц, неземное сияние и небесный oгонь. Но вершиной богосозерцания, которого удостоился святой, стало чудесное явление Богородицы ,событие, отозвавшееся далеко за пределами Троицкого монастыря.

Однажды Сергий долго и самозаб­венно молился перед иконой Бого­матери. Вероятно, это была та самая, небольшая по размерам, но очень выразительная по манере изображения икона Одигитрии, которая до сих пор хранится в музее Сергиева Посада (бывший Загорск) и, согласно старой монастыр­ской традиции, считается любимой келейной иконой Сергия.

Закончив молитву, старец обратился к своему ученику, келейнику (т.е. жившему с ним в одной келье монаху) Михею, со словами: “Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас”.

И тут же раздался голос: “Вот Пречистая грядет!” Услышав голос, Сергий стремительно вышел из кельи. “И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Пет­ром и Иоанном, в несказанной светлости блис­тающую. И когда увидел Её святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет, —

повествует автор “Жития Сергия”. — Пречистая же своими руками прикоснулась к святому говоря: „Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, в об обители твоей..."”Богоматерь обещала Сергию и впредь защищать монастырь от опасностей и оказывать ему покровительство. “Сказав это, стала она невидимой”

Это, несомненно, былодобрым предзнаменованием не только для монастыря, но и для всей Руси. Автор жития сообщает точную дату “явления”, ограничившись лишь косвенным указанием- в пятницу. Некоторые биографы Сергия считали, что данное событие произошло в конце 1379 г. в обстановке тревожного ожидания большой войны с татарами. В этом случае оно приобретало значение, которое служило для русских людей вестием грядущей победы над ордынцами.

Вскоре после кончины троицкого игумена “явление Богоматери Сергию” стало одной из тем для иконописцев. Они изображали “векикого старца” предстоящим Пречистой. Одна из таких икон — “Явление Богоматери Сергию”, написанная в конце XVI в. на доске от старой гробницы святого, — стала святыней русских воинов. Она сопровождала русских воинов во многих кампаниях, начиная от войныс Польшей1654—1667 гг. и кончая Первой мировой

Вечер жизни Сергия был тихим и ясным: окружённый многочисленными учениками., горячо почитаемый всем народом— от великого князя до последнего нищего. До наших дней сохранился выполненный в первой четверти 15 векашитый покров с изображением Сергия.Предполагают ,что он передаёт реальные особенности радонежского игумена. Необычайно выразительно— скуластое худощавое лицо, обрамлённое густых рыжеватых волос и широкой, уже тронутой сединой бородой.

За полгода до кончины Сергий передал игуменство своему ученику Никону и “начал безмолвствовать”. Отрешённый от всего мирского внимательно-сосредоточенный, он словно готовился к далёкому пути. В сентябре 1392 г. недуг стал совсем одолевать старца. Предчувствуя жение смерти, он велел собрать монахов — обратился к ним с последним наставлением. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и “страннолюбие” — заботу о нищих и бездомных. 25 сентября 1392 г. великий старец отошёл в мир иной.

Уже вскоре после кончины Сергий стал почи­таться троицкими монахами как святой. В 1422— 1423 гг. над могилой Сергия был выстроен каменный собор во имя Троицы. Роспись собора и его иконостас были наполнены артелью под начальством Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены на новые в 1635 г.

Скромному радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покро­вителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена.

Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа.