Смекни!
smekni.com

Юрий Владимирови­ч Андропов (стр. 2 из 2)

В политической сфере шеф КГБ был одним из ближайших сорат­ников Брежнева и сторонником со­хранения обретённой к концу 60-х гг. стабильности. Однажды он сказал М. Горбачёву: «...когда двигаешь челове­ка в годах, за его плечами жизнь, опыт, и нет у него амбиций. Делает своё де­ло без всяких карьеристских замашек».

В июле 1982 г. после смерти М. Су­слова Андропов занял место секрета­ря ЦК по идеологии, т. е. второго чело­века в партии, и фактически стал наследником Брежнева. Юрий Владимирович всегда вёл довольно скромный образ жизни — подорванное здоровье и определённые принципы не позволяли предаваться излишествам.

АНДРОПОВ И «РУССКИЙ ВОПРОС»

Об отношении Андропова к русской национальной и интернациональной идее существуют противоположные мнения. Одни полагают, что он был убеждённый интернационалист, равнодушный к нуждам русской культу­ры, другие — будто шеф КГБ тайно поддерживал русское национальное возрождение. Как представляется, на самом деле в этом вопросе Андро­пов придерживался исключительно принципов политической целесообраз­ности и «колебался вместе с генеральной линией партии». В 1943 г. он писал: «Любить свой родной край, свою республику — это значит, меж­ду прочим, знать и ценить народные песни, былинный эпос, танцы... За­мечательные песни народов нашей страны, воспевающие ратные подви­ги богатырей, прославляющие народную стойкость в борьбе против иноземных захватчиков, подчас молодёжи вовсе неизвестны».

Любовь к народным танцам не помешала Андропову сделать в 1964 г. при Хрущёве доклад «Пролетарский интернационализм — боевое знамя коммунистов». А в марте 1981 г. в специальной записке членам Полит­бюро он обрушился на «русскую партию» в стране: «...в Москве и ряде других городов страны появилась новая тенденция в настроениях неко­торой части научной и творческой интеллигенции, именующей себя "ру­систами". Под лозунгом зашиты русских национальных традиций они, по существу, занимаются активной антисоветской деятельностью... Против­ник рассматривает этих лиц как силу, способную оживить антиобществен­ную деятельность на новой основе. Подчёркивается при этом, что указан­ная деятельность имеет место в иной более важной среде, нежели потерпевшие разгром и дискредитировавшие себя в глазах общественно­го мнения так называемые правозащитники». Председателя КГБ беспоко­ило, что «русисты» имеют влияние среди парт аппаратчиков среднего зве­на и военных. В бытность генсеком Андропов предпочёл сделать некоторые демонстративные шаги навстречу Русской Православной Церкви, кото­рая вполне контролировалась властью. В частности, он согласился пере­дать в пользование патриархии Даниловский монастырь.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

Об общем культурном уровне и вкусах Андропова есть разноречивые сви­детельства. Известно, что он писал стихи, правда, не отличавшиеся осо­быми достоинствами. С другой стороны, бывший лечащий врач Андропо­ва Иван Клемашев вспоминал, что тот практически не читал русских классиков и постоянно призывал Клемашева во всех жизненных вопро­сах сверяться с классиками марксизма- ленинизма. А по утверждению Гор­бачёва, Юрий Владимирович любил как старинные казачьи песни, так и творчество бардов 60-х гг. Юрия Визбора и Владимира Высоцкого, и сам неплохо пел. Вообще же, судитьо подлинном интеллектуальном уровне советских руководителей последних десятилетий очень трудно. Ведь их речи и статьи, как правило, писались помошниками-референтами. И не подменялись ли зачастую взгляды Андропова взглядами его довольно толковых «спичрайтеров» (помощников, которые пишут речи)?

ГЕНСЕК

В ноябре 1982 г. Андропов был избран генеральным секретарём ЦК КПСС. Он сразу же пресёк попытки устано­вить свой культ, подобный брежневскому. В первые дни после его прихо­да к власти по радио и телевидению прозвучала песня о «карельском пар­тизане». Больше она не исполнялась никогда. Андропов не терпел излиш­него шума вокруг собственной лично­сти. Даже вторую, представительскую должность Брежнева — председателя Президиума Верховного Совета — он наследовал с опозданием, только в 1983 г., не придавая этим формально­стям особого значения. Вторым чело­веком в партии Андропов сделал Кон­стантина Черненко, курировавшего идеологию, КГБ, МВД, организацион­ную работу в партии.

18 января 1983 г. Андропов заявил своим коллегам по Секретариату ЦК:

«...на первый план сейчас выдвигают­ся вопросы об укреплении трудовой и производственной дисциплины...». Ещё раньше он устроил выступление московской парторганизации с по­добной инициативой. Сказано — сделано. По всей стране и особенно в Москве начались облавы на улицах. Милиционеры и люди в штатском выясняли, почему граждане находят­ся на улицах, в кинотеатрах, рестора­нах и т. д. в рабочее время, вместо того чтобы стоять у станка, за прилавком, корпеть у чертёжной доски... У голых людей в банях требовали предъявить документы.

Толку от этих мер начинания не было никакого. Андропов отказался от своего, и кампания по «улучшению стиля работы» и «укреплению трудо­вой дисциплины» закончилась так же внезапно, как и началась. Не рискнул генсек сделать и первоначально пла­нировавшиеся шаги по дальнейшей реабилитации Сталина, в частности переименовать Волгоград в Сталин­град. В то же время он пошёл на неко­торое снижение цены на водку, когда убедился, что предыдущее её повыше­ние привело только к росту потребле­ния сахара и, следовательно, развитию самогоноварения. После этого в наро­де расшифровывали слово «водка» как вот он добрый какой Андропов. «Добрый» генсек активизировал борьбу с коррупцией. При нём было начато «хлопковое дело» о приписках и взя­точничестве в руководстве Узбеки­стана, проведено широкомасштабное расследование злоупотреблений в си­стеме МВД и снят с поста министр Николай Щёлоков — давний сопер­ник Андропова. Бывший министр был лишён всех званий, наград, исключён из партии и вскоре, чтобыизбежать суда, застрелился. Были арестованы Галина Брежнева — дочь прежнего генсека, и её муж — генерал МВД Юрий Чурбанов. Расстреляли Юрия Соколова, директора Елисеевского гастронома в Москве. Он сказал на су­де, что из него сделали «козла отпуще­ния» за перебои с продуктами и их де­фицит. Население поддерживало борьбу с коррупцией, но одновре­менно опасалось возвращения ста­линских времён.

В области внешней политики Анд­ропов успел осуществить два принци­пиальных мероприятия. Советская делегация покинула переговоры с Со­единёнными Штатами по ракетам средней дальности в Европе. Одновре­менно была прекращена публичная критика руководства китайской ком­партии и сделаны шаги по нормали­зации отношений с Китаем. В пер­спективе союз с восточно-азиатским гигантом Андропов хотел противопо­ставить США и НАТО. Но дальше неко­торого развития советско-китайской торговли и прекращения пропаганди­стской войны дело не двинулось. Все начинания Андропова быстро потерпели фиаско. Меры по укрепле­нию дисциплины, суровом наказа­нию прогульщиков и затруднению перехода работников с одного места работы на другое не привели к повы­шению производительности труда. Борьба с коррупцией и злоупотребле­ниями оказалась неосуществимой мечтой. Уже очень скоро выяснилось, что в производстве одновременно оказалось более 100 тыс. дел по рас­следованию экономических престу­плений. При таком масштабе взяточ­ничества и хищений одолеть порок лишь административными средствами не представлялось возможным. Кор­рупция глубоко проникла и в государственный, и в партийный аппарат, радикальное обновление которого грозило стране опасными потрясени­ями. Поэтому, как и раньше, всё све­лось к устранению обвинённых в коррупции соперников, вроде того же Щёлокова, многолетнего хозяина Краснодарского края С. Медунова или партийных руководителей Узбеки­стана. В то же время, например, в Азербайджане, где правил андроповский ставленник, бывший генерал КГБ Гейдар Алиев, и коррупция была развита ничуть не меньше, чем в Уз­бекистане, никакой борьбы с этой разъедающей общество язвой не ве­лось. Андропов, тем не менее, не желал отказываться от принятого курса. Но дни его были сочтены.

Ещё в феврале 1983 г. у Юрия Вла­димировича практически отказали почки. Пришлось прибегнуть к гемодиализу — подключению аппарата «искусственная почка». Состояние больного ненадолго улучшилось. Ле­том он поехал на отдых в Крым. Здесь в жару однажды присел на гранитную скамью в тени. Полученная простуда быстро вызвала осложнение на почки. С сентября Андропов жил в Кремлёв­ской больнице в Кунцеве. Фактиче­ски повседневное управление стра­ной перешло к Черненко, Хотя по ряду принципиальных вопросов с умираю­щим генсеком ещё советовались. Ког­да ему доставили письмо канадского премьера Пьера Трюдо с просьбой смягчить участь осуждённого на 13 лет лагерей диссидента Анатолия Щаран-ского, Андропов распорядился отве­тить так: «Нам нет необходимости доказывать свою гуманность, премьер-министр. Она заключена в самой при­роде нашего общества». И на смертном одре бывший чекист сохранил веру во всемирно-историческое превосходст­во социализма и неприятие «абстракт­ного гуманизма».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скончался Юрий Владимирович Андропов 9 февраля 1984 г. В честь покойного город Ры­бинск переименовали в Андропов. Прежнее название вернули уже при Михаиле Горбачёве в 1990 г. После кончины генсека ходили слухи, что он только начал наводить порядок, но ему не дали этого сделать. Немало лю­дей до сих пор считают, что, проживи Андропов ещё пять лет, Советский Со­юз не распался бы.

Список используемой литературы:

Энциклопедия по истории России и её ближайших соседей, Ч. III, ХХ век, под редакцией М. Аксёнова, г. Москва, 1999г.

“Политология на российском фоне”, Учебное пособие, Москва, Луч, 1993 г.