Смекни!
smekni.com

Фритьоф Нансен (стр. 2 из 8)

Даниельсен Даниель Корнелиус (1815-1894) - видный норвежский ученый и общественный деятель. Доктор медицины, автор ряда капитальных трудов о проказе, выдающийся зоолог, почетный член Лундского и Копенгагенского университетов. На протяжении многих лет был врачом Люнгегорского военного госпиталя и созданного им Бергенского музея. Город Берген обязан ему основанием театра, городской картинной галереи и литературного общества.

В Бергене Нансен принялся за науку с необычайным рвением, просиживая над микроскопом дни и ночи. "Я стал заправским домоседом", -пишет он своему отцу осенью 1882 года. Кабинетная работа все же не могла заполнить жизнь молодого ученого. Просторы арктических морей, с которыми он познакомился, плавая на "Викинге", продолжали маиить его с прежней силой. В особенности же не давала покоя мысль о таинственном ледяном покрове Гренландии, пересечь который еще не удавалось ни одному человеку. Осенью 1883 года он пишет отцу: "Я тоскую, и желание испытать что-нибудь новое, путешествовать не дает мне покоя. 0но волнует меня, это желание, и его так трудно подавить. Лучшим лекарством против таких приступов является работа". Когда Нансену становилось совсем невмоготу, он уходил освежиться в горы.

Одну из таких экскурсий Нансен предпринял в разгар зимы 1884 года: он отправился на лыжах в горный район, известный своими частыми и грозными снежными обвалами. Друзья его уговаривали не предпринимать этой, несомненно, рискованной прогулки, казавшейся им просто сумасшедшей выдумкой. Но Нансен все-таки отправился. "Раз ему западет что-нибудь в голову, он ни за что не отстанет от этого", - рассказывал про Нансена один из его бергенских друзей, доктор Л. Григ. По возвращении из экскурсии, во время которой Нансен, действительно, не раз подвергал свою жизнь опасности, он описал ее в газете "Aftenposten".
Эта статья вызвала среди мирных обывателей бурю негодования. Лыжный поход Нансена представлялся им непозволительным бессмысленным ухарством.

Описание этой экскурсии вошло также в книгу Нансена "На вольном воздухе" (на русском языке - Собр. соч., т. V, Л., 1939).

Годы пребывания в Бергене явились для Нансена серьезной школой. Директор Даниельсен, несомненно, оказал немалое влияние на Нансена. Этот необычайно деятельный и жизнерадостный старик был выдающейся фигурой в Норвегии. Он был не только талантливым ученым, но и неутомимым общественным деятелем и организатором. Состоя членом стортинга, Даниельсен принимал активное участие в политической жизни страны. Кроме музея, он основал в Бергене театр, участвовал в устройстве городской картинной галереи и учреждении Бергенского литературного общества. Такую же кипучую общественную деятельность развил впоследствии и Нансен.

Одновременно с научными занятиями в музее Нансен посвящал также много времени литературе и искусству. Любимыми его писателями были Ибсен и Бьёрнстерне-Бьёрнсон, многие произведения которых Нансен знал наизусть, как и поэму Тегнера "Фритьоф". Из композиторов ему особенно нравились Шуман и Шуберт, не считая, конечно, норвежских. Нансен чувствовал также большое влечение к рисованию и живописи. В Бергене он учился у художника Ширца, тогда уже почтенного старика, который считал Нансена настолько талантливым, что настойчиво уговаривал его бросить науку и посвятить себя живописи.

Ибсен Генрик (1828-1906) - крупнейший норвежский драматург. В лучших его пьесах разоблачается беспринципность и торгашеский дух буржуазного общества, лицемерие мещанской морали. В конце XIX и начале XX в. пользовался большой популярностью в России.

Бьёрнсон Бьёрнстьерне (1832-1910)- норвежский писатель и общественный деятель, активный борец за национальную независимость Норвегии. Примыкал к мелкобуржуазным партиям. В своих произведениях пытался сгладить и примирить неразрешимые противоречия капиталистического общества. Путь к улучшению общественного строя видел в нравственном самосовершенствовании юношества.

Тегнер Есаяс (1782-1846) - шведский поэт, профессор эстетики в Лундском университете, впоследствии священник. Написанная им на основе народных сказаний поэма "Фритьоф" впервые была издана на русском языке в 1841 г. под редакцией Я. Грота.

В 1885 году была издана первая научная работа Нансена, явившаяся результатом его занятий в Бергенском музее, - "Материалы к анатомии и гистологии мизостом". Эта работа была удостоена большой золотой медали. Нансен, однако, просил выдать ему медаль в бронзе, с тем чтобы разница в цене была ему выплачена деньгами. На эти деньги он решил поехать в Италию, чтобы ближе изучить открытый незадолго перед этим итальянским профессором Гольджи (Golgi) способ окрашивания нервных волокон, а также поработать на знаменитой биологической станции в Неаполе.

Мизостомы - группа червей-паразитов, живущих в некоторых лучистых животных Crinoida.

В Италии Нансен провел весну и часть лета 1886 года. Сперва он работал в Павий у профессора Гольджи, но большую часть времени посвятил Неаполю. Близкое знакомство с основателем и директором Неаполитанской биологической станции выдающимся ученым А. Дорном (Dohrn), а также с другими учеными позволило Нансену расширить свой кругозор. Работая на биологической станции, Нансен не пренебрегал и радостями кипучей неаполитанской жизни. В Неаполе Нансен славился как прекрасный танцор. Один из его неаполитанских друзей, вспоминая о времени, проведенном с Нансеном в Италии, рассказывает, что последний был "душой их общества". "Нередко стояли мы лунной ночью у большого отеля вместе с несколькими бродячими музыкантами, которые наигрывали серенаду в честь обитавшей в отеле юной англичанки".

Вернувшись в Берген, Нансен с прежним рвением продолжал свои занятия в музее. В 1886 году вышла его вторая большая научная работа "Структура и связь гистологических элементов центральной нервной системы". Молодой биолог своими работами уже стяжал себе тогда некоторую известность в ученых кругах и дважды получал приглашения из Америки занять место в научном учреждении. Нансен, однако, отказался от этих приглашений. По словам профессора М. Ретциуса, выдающегося шведского гистолога, "Нансен в течение каких-нибудь пяти лет успел заявить себя в области биологии весьма значительными трудами. Он всегда брался за крупные и трудные проблемы и сразу направлял внимание на самую суть дела. Он был не только знаменитым и отважным путешественником, но и первоклассным деятелем в области биологии". Впоследствии биологи не раз высказывали сожаление, что Нансен, вернувшись из экспедиции на "Фраме", полностью отдался другой научной дисциплине - физической океанографии - и совершенно отошел от биологии, которой с таким успехом посвятил годы своей жизни в Бергене.

Следует еще упомянуть, что по возвращении из Италии Нансен долго носился с мыслью устроить биологическую станцию, подобную неаполитанской, у себя на родине. Эту идею удалось осуществить в 1894 году, когда была основана биологическая станция в Дрёбаке, недалеко от Осло.

Работая в Бергенском музее, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на "Викинге", - посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, - таков был новый план Нансена.

Впервые он поделился этим планом с доктором Григом осенью 1887 года. Вскоре затем Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Норденшельдом, являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции.

Норденшельд Нильс Адольф Эрик (1832-1902) - виднейший шведский полярный исследователь, профессор Стокгольмского университета Совершил пять экспедиций на Шпицберген (1858, 1861, 1864, 1868 1872/73) и две в Гренландию (1870, 1883). Автор работ по проблемам геологии и геоморфологии полярных стран. В 1875 и 1876 гг. по приглашению и на средства сибирского золотопромышленника А. Сибирякова предпринял экспедиции в устье Енисея с целью разведки морского пути. В 1878- 1879 гг. на небольшом зверобойном пароходе "Вега" (водоизмещение 360 т, машина в 60 л. с.) впервые прошел с запада на восток трассу современного Северного морского пути с одной зимовкой у берегов Чукотки Затем по пути на родину обогнул материк Европы и Азии с юга. Издал ряд работ по истории освоения Арктики, в том числе факсимильные альбомы древних карт (Краткую биографию см. в кн. Г. В. Карпов. Адольф Эрик Норденшельд. Географгиз, М., 1955).

О встрече с Норденшельдом живо рассказывает профессор В. Броггер (Brogger and Rolfsen. Fridtjof Nansen, 1896. Приводим это место в переводе с датского А. и П. Ганзен).

"В четверг, 3 ноября, когда я пришел в свой рабочий кабинет в Стокгольмском минералогическом институте, смотритель сказал мне, что меня спрашивал какой-то норвежец. Оказалось, что он не оставил визитной карточки и не назвал себя. Таких земляков ко мне заходило много. "Верно, опять один из тех, кого нужно выручить из временного затруднения!", - подумал я. - А каков он был на вид?

- Долговязый, белокурый, - ответил смотритель.

- Одет порядочно?

- Без пальто! - сказал смотритель ухмыляясь. - Видно, моряк или кто-нибудь в этом роде.

Значит, моряк без пальто! Пожалуй, мне и предстоит снабдить его пальто. Не впервые!

Немного погодя ко мне заходит профессор Вилле с вопросом: - Застал тебя Нансен?

- Нансен? Так этот моряк был Нансен? Без зимнего-то пальто?

- Как без зимнего пальто? Он собирается пересечь материковый лед Гренландии!

Затем появился и сам Нансен. Высокий, стройный, широкоплечий силач, так и дышащий здоровьем и молодостью. Действительно, долговязый и белокурый, как описал его смотритель. Волосы откинуты назад с широкого лба; одежда порядочно потертая. Он прямо подошел ко мне и, протягивая руку с какой-то своеобразной приветливой улыбкой, сам представил себя. - Вы собираетесь пересечь Гренландию? - сказал я. - Предполагаю.