Смекни!
smekni.com

Бах и Гендель (стр. 2 из 3)

Университет. Служба органиста. Смерть отца, последовавшая в 1697г, сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного, Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет.

Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделя входило преподавание музыки в гимназии. С хором и оркестром, составленными из учащихся, ему приходилось выступать по воскресным дням в различных церквах города. Еженедельные концерты требовали постоянного обновления репертуара, и Гендель сам его создавал, сочиняя множество кантат, хоралов, мотетов, псалмов.

Из огромного количества написанных в Галле произведений ни одно не уцелело; но богатейшая память композитора хранила все, что рождала его музыкальная мысль.

Успешные начинания на музыкальном поприще определили окончательный выбор профессии. Посвящая себя искусству, творчеству, Гендель оставляет университет и едет в Гамбург, на родину немецкой национальной оперы.

Гамбург – Италия.

Период раннего творчества.

Весной 1703г Гендель переехал в Гамбург. Гамбургская опера, возглавляемая Кайзером, находилась в расцвете. Впервые молодой музыкант вплотную соприкасается с музыкальным театром; и это утверждает его в стремлении стать оперным композитором.

Немаловажными для художественного развития и практической деятельности Генделя оказались встречи и дружеские отношения, которые удалось ему завязать в среде местной интеллигенции.

Дружба с Маттезоном. Первые оперы. Особенно интересна и плодотворна была его дружба с Маттезоном (1681-1764). Блестяще, универсально образованный, Маттезон был талантливым музыкантом: играл на многих оркестровых и принятых в музыкальном быту инструментах, сочинял и ставил на гамбургской сцене свои оперы, для которых сам писал либретто, выступал в качестве певца и капельмейстера.

Поначалу дружба между Маттезоном и Генделем была самая горячая. Они вместе посещали концерты, оперу, дважды совершили совместное путешествие в Любек (1703 и 1705гг), чтобы послушать концерты знаменитого Букстехуде.

Маттезон – уроженец Гамбурга – с детства был связан с образованными и артистическими округами города. Покровительствуя своему другу, он ввел его в эту среду, и в скором времени Гендель получил уроки и место второго скрипача в оркестре Гамбургской оперы.

Возрастающее внимание к Генделю как исполнителю и педагогу повлекло творческие заказы и предложения. В 1704г гамбургский поэт Постель привлек Генделя к созданию музыкальной композиции на написанное им по евангельским главам стихотворное либретто.

Следующим опытом в области монументальных форм была опера «Альмира». Ее исполнение состоялось 8 января 1705г и сопровождалось исключительным успехом; вскоре с не меньшим успехом была поставлена вторая генделевская опера «Нерон».

Первые оперы дают возможность составить представление о драматическом даре, об основных творческих устремлениях композитора, о его тяготении к широким музыкальным замыслам, к изображению ярких характеров и сильных страстей. По этим же произведениям можно судить о редкой способности Генделя умно и тонко пользоваться стилистикой различных оперных школ (немецкой, французской, итальянской), о его умении подчинять многообразие приемов оперного письма индивидуальной творческой задаче.

Гамбургская опера заметно клонилась к упадку. Новая дирекция театра, сменившая Кайзера, руководствуясь главным образом коммерческими соображениями, заполнила репертуар театра грубыми низкопробными произведениями. Печальный опыт Гамбургской оперы убедил композитора в бесперспективности оперного дела в Германии. Вместе с тем натура, весь склад характера, темперамент артиста и художника неудержимо влекли Генделя к активной деятельности, к созданию монументального искусства, обладающего свойствами широкого непосредственного воздействия, то есть к театру, к опере. Выход был один: он вел к итальянской опере.

Чтобы овладеть универсальным итальянским оперным стилем, Гендель покидает Гамбург и направляется в Италию.

В Италии. Произведения итальянского периода. В Италии, куда Гендель прибыл осенью 1706г, он прожил около четырех лет, задерживаясь подолгу в наиболее крупных и знаменитых своей художественной культурой городах: Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе. Около года прожил Гендель в Италии, не решаясь выступить в роли оперного композитора. Зато как исполнитель на органе и клавесине он сумел вскоре же прославиться в качестве первоклассного виртуоза, несравненного и непревзойденного импровизатора. Работа над кантатами и латинскими псалмами была первым этапом овладения манерой вокального письма.

Через год после приезда в Италию, осенью 1707г, Гендель дебютировал во Флоренции своей первой итальянской оперой «Родриго». Шумный успех этого произведения побудил его немедленно приступить к сочинению следующей оперы «Агриппина».

Весной 1708г Гендель из Венеции вернулся в Рим. Вести об успехе «Родриго» во Флоренции вновь привлекли внимание музыкальных и артистических кругов города. Перед композитором открылись двери самых знатных домов Рима.

Здесь Гендель познакомился с Алессандро Скарлатти – главой итальянской оперной школы – и его сыном Доменико Скарлатти, блестящим виртуозом-клавесинистом, одним из основоположников жанра клавирной сонаты; с Арканджело Корелли, крупнейшим композитором и скрипачом-виртуозом, и многими другими выдающимися людьми того времени. Артистическая среда и творческая атмосфера, которые окружали Генделя, держали его в состоянии постоянного внутреннего подъема и воодушевления. Он приблизился к самым истокам итальянского классического искусства. Но воплощением лучшего в итальянской музыке оставались для него произведения Алессандро Скарлатти.

Музыкальное искусство Италии Гендель изучал во всех его областях, жанрах и формах. Он проникался его образами, стилем, мелодическим и интонационным строем. Не только опера, но и скрипичное творчество – все вызывало у Генделя живейший интерес и творческий отклик. Все более смело он демонстрирует свои музыкальные опыты в итальянском стиле. Для концертов во дворце Оттобони Гендель написал две оратории – «Воскресение» и «Триумф Истины и Времени», множество псалмов, кантат, камерных вокальных дуэтов и терцетов. Находясь в Неаполе, он сочиняет для Аркадской академии пастораль «Ацис, Галатея и Полифем»; наконец, оперой «Агриппина» Гендель окончательно покоряет требовательных итальянцев. Теперь немецкого музыканта охотно присоединяют к сонму лучших итальянских мастеров, а его оперу относят к числу образцовых произведений итальянской оперной школы.

В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность к итальянской опере.

Лондон. Период зрелого творчества.

Ганновер и Лондон. Приобщение к английской национальной культуре. В 1710г Гендель прибыл в Ганновер на должность капельмейстера. Издавна герцоги ганноверские зарекомендовали себя как поклонники иноземной музыкальной культуры – французской и в особенности итальянской. С Агостино Стеффани (с 1689г капельмейстер оперного театра в Ганновере) Гендель познакомился и сблизился в бытность свою в Италии.

Между 1711-1716гг Гендель живет попеременно то в Ганновере, то в Лондоне, явно предпочитая пребывание в английской столице с ее богатой театральной жизнью замкнутому мирку немецкого двора.

Первый же дебют в Лондоне в феврале 1711г сделал имя Генделя знаменитым. Ни одна опера не в состоянии была выдержать конкуренцию с генделевским «Ринальдо». Не меньший успех сопровождал показ других его произведений.

Тем временем Гендель предпринимает шаги, чтобы закрепить свое положение в Англии. Одним из таких «действий» было создание в 1713г хвалебного гимна «TeDeum» по случаю заключения Утрехтского мира. Чтобы добиться исполнения этого произведения, его автор сочинил хвалебную оду на день рождения королевы Анны. Восхищение двора обеспечило исполнение «TeDeum» на торжественной церемонии в присутствии парламента. Вопреки национальным традициям, Гендель сделался официальным композитором английских королей.

В ближайшие годы после смерти королевы Анны (1714г) Гендель живет на положении капельмейстера у английских вельмож. Их литературно-художественные салоны посещали выдающиеся люди Англии – писатели, публицисты: Джонатан Свифт, Александр Поп, Джон Гей и другие. Гендель часто выступал перед этим избранным обществом.

В ту же пору Гендель отдает много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются двенадцать так называемых антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра, написанных в традициях английской духовной музыки на библейские тексты. Работа над хоровым письмом в антемах была в своем роде подготовкой к созданию будущих монументальных хоровых ораторий. К крупным ораториальным композициям, написанным в этот же период, относятся страсти на текст Брокса.

Большинство произведений, появившихся в первое десятилетие жизни Генделя в Лондоне, отмечено усилением драматического начала и поисками средств, отвечающих его стремлению к композициям крупного плана и монументального стиля. Эта тенденция реализовалась частично в антемах, с их опорой на хоровые массивы, затем в оратории «Эсфирь» (1717-17210гг).

Почти одновременно с «Эсфирью» Гендель написал пастораль на однажды использованный им сюжет «Ациса и Галатеи», назвав ее «Маски».

1720г служит некоторым рубежом в творческой жизни композитора. Кончились годы ученичества, завершился труд над освоением огромного опыта, накопленного музыкантами Германии, Италии, Англии, Франции.

«Королевская академия музыки». «Опера нищих». В 1720г в Лондоне на средства некоторых аристократов и при поддержке короля был открыт оперный театр – так называемая «Королевская академия музыки». Музыкальное руководство поручается Генделю. С этого времени начинается упорная и жестокая борьба, на которую обрекало Генделя положение музыкального искусства в Англии.