Смекни!
smekni.com

Философские взгляды Гельвеция (стр. 1 из 2)

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Исторический факультет

Философские взгляды Гельвеция.

I курс, группа 1091.

Верховых А.Ю.

Москва

2001

Гельвеций и его труды

Выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма по праву принадлежит Клоду Адриану Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики.

К.А.Гельвеций родился в Париже, в январе 1715 года, в семье придворного врача. Учился в колледже Людовика Великого. Он рано почувствовал отвращение к схоластике, которая составляла основу иезуистского воспитания.

Проникшись презрением к схоластическому воспитанию, Гельвеций стремится взять в свои руки дело своего обучения. Он читает и перечитывает Корнеля, Расина, Буало, Мольера, Лафонтена. Увлекают его также французские философы и моралисты – Монтень , Лабрюйер, Ларошфуко.

Завершив курс обучения в колледже, Гельвеций по воле отца начал готовить себя к карьере финансиста. Но в 1738 году королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну, молодому Гельвецию, должность генерального откупщика с годовой рентой 300 тысяч ливров. Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком. Одновременно он получил возможность в силу своего служебного положения непосредственно знакомиться с реальной картиной общественной жизни, безмерными страданиями народа.

В период своей деятельности в качестве генерального откупщика Гельвеций познал феодальную систему и проникся к ней нескрываемыми антипатиями. На волнующие вопросы жизни Гельвеций искал ответы у передовых людей века – своих предшественников и современников, у Фонтенеля, Монтескьё, Вольтера и других видных просветителей.

Отказавшись от должности генерального откупщика, Гельвеций получил возможность полностью приобщиться к кругу вопросов, которые волновали всю мыслящую дореволюционную Францию. Из всех великих современников наиболее видную роль в духовном формировании Гельвеция сыграл Вольтер. Будучи уже одним из выдающихся вождей просветительского движения, Вольтер проявил большой интерес к первым литературным опытам молодого Гельвеция. Переписка между Вольтером и Гельвецием свидетельствует о пристальном внимании признанного мастера к начинающему ученику, к его идеям и художественным формам их выражения.

В переписке Вольтера и молодого Гельвеция многократно поднимается вопрос о боге, религиозных ценностях. Вольтер настойчиво пытается навязать своему молодому корреспонденту деистические взгляды. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Гельвеций, несмотря на своё огромное уважение к Вольтеру, критически отнёсся к деистическим взглядам своего учителя. Уже первые литературные произведения Гельвеция показали, что в области как политических, так и философских взглядов он занял более радикальные позиции, чем Вольтер.

Тридцатые и сороковые годы не были для Гельвеция временем лишь освоения обширных знаний, сближения и переписки с выдающимися деятелями передовой антифеодальной культуры дореволюционной Франции. В эти годы им был написан ряд произведений, в которых можно найти наброски многих основных идей его работ "Счастье", "Об уме" и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании".

Один из первых литературных опытов Гельвеция – "Послание о любви к знанию" (1738 г.). В нём Гельвеций воспевает разум, его неограниченные творческие возможности, чтобы утвердить счастье людей; желает сразиться против невежества и предрассудков, против туманных и ложных идей, которые не дают возможности человеку познать себя, поверить в свои силы, действовать во имя разумных социальных устоев на земле. Гельвеций отвергает и аскетический идеал, презрение к чувственным радостям и невзгодам. Он восторженно пишет о человеческих страстях как деятельной силе огромного напряжения. Но условием превращения страстей в созидательную силу Гельвеций считает их повиновение разуму.

"Послание об удовольствии", написанное также в 1738 г. и доработанное позднее, знаменует дальнейшую радикализацию философских и политических взглядов Гельвеция. В этом "Послании..." Гельвеций даёт наброски мыслей, которые станут ведущими в его социологической концепции. Имеется в виду убеждение Гельвеция в том, при разумно организованных общественных отношениях возможно правильное сочетание личного интереса с интересом всего общества. Здесь же он высказывает немало смелых атифеодальных мыслей. Так, Гельвеций резко осуждает насильственно установленное право собственности, имея в виду в первую очередь феодальную собственность. Гельвеций резко ополчается против абсолютной власти, где одни являются тиранами, другие – рабами. Он считает правильной мысль, согласно которой порабощённые, стремясь восстановить нарушенный общественный договор, имеют право низвергать деспота.

В "Послании о надменности и лени ума" (1740г.) Гельвеций с большой смелостью критикует религиозное и идеалистическое мировоззрение. Он осмеивает идею бога-творца, который наподобие паука создаёт материальный мир из своей собственной субстанции. Нелепым считает Гельвеций учение о провиденциализме, о господстве фатума в истории. Особенно острым нападкам в "Послании ..." подвергается философия Платона. Исходный порочный принцип платонизма Гельвеций усматривает в допущении существования идей в отрыве от их материальной основы.

В "Послании о ремёслах", написанном в начале сороковых годов , Гельвеций отмечает важнейшую роль развития ремёсел в социальном прогрессе, усовершенствовании нравов, государственной организации и т. п.

В отличии от Руссо, который в "Рассуждениях о науках и искусствах (1750г.) высказывал мысль об отрицательном влиянии развития цивилизации, науки и промышленности на нравы людей, Гельвеций придерживался совершенно иного взгляда. Науки, ремёсла, торговля, по Гельвецию, неповинны в том, что в определённых условиях наперекор своей природе и призванию они могут привести к весьма вредным для человечества последствиям. По глубокому убеждению Гельвеция, вина здесь ложится не на науку, ремёсла, торговлю, а на неразумные социальные порядки, на дурное законодательство, которое противоречит "природе человека" и способно самые великие достижения человеческого ума обратить против человека.

К числу основных произведений Гельвеция относится поэма "Счастье", над которой он работал с длительными перерывами с 1741 по1751г. Вышла она в свет после смерти автора, в 1772 г. Гельвеций поставил перед собой задачу раскрыть сущность человеческого счастья и пути его достижения.

Отвергая ложное понимание счастья господствующим феодальным сословием, Гельвеций дал уничтожающую критику его образа жизни, бесцельного её прожигания, паразитизма и тунеядства, жадного домогательства всех чувственных наслаждений. Отвергает он также аскетическое отношение к жизни, стоическое принятие всех её невзгод и несправедливостей, пассивное приспособление к существующему положению вещей, усматривая в этом нечто фальшивое и обманчивое, рассчитанное лишь на внешний эффект.

Вслед за опровергаемым ложным пониманием счастья Гельвеций должен был сформулировать положительный идеал счастья, но его формулировка не отличалась ни особой оригинальностью, ни особым новаторством. Гельвеций не идёт дальше утверждений, согласно которым счастье даётся знанием и господством человека над необходимыми чувственными удовольствиями. Знание ведёт к счастью и совпадает с ним.

Отказавшись от должности генерального откупщика Гельвеций переехал жить в принадлежащее ему поместье Воре. Здесь в деревенской тиши он упорно работал над созданием книги "Об уме", которой было суждено стать одним из выдающихся произведений французского материализма XVIII в.

В августе 1758 г. эта книга была издана вполне легальным способом с разрешения цензора. Но вскоре начались злобные нападки защитников старого режима на Гельвеция и его книгу. Гельвеций был ошеломлён угрожающим тоном статей и был готов бежать из Франции. Но под давлением близких он отказался от этой мысли и подписал отречение от своей книги.

В сентябре 1758 г. книга была осуждена Сорбонной, которая выдвинула против работы Гельвеция свыше ста обвинений. Книга была предана анафеме со строны парижского архиепископа, а затем и папы римского. Парижский парламент приговорил книгу "к сожжению рукой палача".

Неодинаковой оказалась реакция просветительских кружков на книгу "Об уме". Для многих неприемлемым было учение Гельвеция о равенстве умственных способностей людей, о формирующей роли среды по отношению к личности. Особо острой критике подвергалась утилитаристская этика Гельвеция, его основная идея рассматривать личный интерес как движущую силу социальных изменений.

Утешительно было для Гельвеция то обстоятельство, что даже в период свирепых гонений на него появились анонимные работы в защиту запрещённой и сожжённой рукой палача книги. Вопреки преследованиям, а в какой-то степени благодаря им идеи Гельвеция щироко распространялись и были предметом страстных обсуждений.

Через несколько лет Гельвеций начал работу над другой своей знаменитой книгой – "О человеке, его умственных способностях и его воспитании", которую завершил в середине 1769 года. Письма Гельвеция этого периода свидетельствуют, что он был полон решимости опубликовать свой труд при жизни, под псевдонимом, как это делали другие просветители. Но видимо, разгул реакции устрашил Гельвеция и удержал от рискованного шага.

Теоретически допуская вооружённое восстание как средство уничтожения деспотизма, Гельвеций, как и многие буржуазные просветители, не скрывал своего страха перед вооружённым народом. Говоря о путях социального прогресса многие представители дореволюционной буржуазной интеллигенции делали ставку на широкое просвещение людей. Об этом же много писал и Гельвеций. Но можно ли в условиях господствующих деспотических порядков, всесилия католической церкви, бедственного положения огромных масс страдающих людей сделать просвещение действенным оружием обновления общества? Этот вопрос всё чаще и чаще вставал перед Гельвецием в последний период его жизни и порождал у него нескрываемые пессимистические настроения.