Смекни!
smekni.com

Джордано Бруно (стр. 2 из 4)

Сам он писал: " Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления... Я вижу, что победа есть дело судьбы... Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего."

"Есть люди, у которых любовь к божественной воле так велика, что их не могут поколебать никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует страданий". Бруно отказался от своих прежних отречений.

20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, и там он был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови". Такова была лицемерная формула, означавшая требование сжечь живым.

Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю". На 12 февраля было назначено исполнение приговора, но оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай" .

17 февраля. День казни. Ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из груди Джордано Бруно.

ИСКРЫ И ПЕПЕЛ ОТ КОСТРА ДЖОРДАНО БРУНО

Думая, что этого человека преследовали и сожгли за смелые идеи о бесконечности Вселенной и движении Земли, мы обедняем его образ

Четыреста лет назад в Риме, на Площади Цветов, был заживо сожжен Джордано Бруно. Известность этого удивительного человека в основном связана с трагическим завершением его жизни. Однако образ мученика науки, который предпочел умереть на костре инквизиции, но не отрекся от учения Коперника, не соответствует ни масштабу личности Бруно, ни его роли в истории. Облики культовых фигур редко соответствуют исторической правде. Правда же состоит в том, что Бруно скитался, проповедовал и умер как пророк новой, астральной религии и провозвестник гармоничной жизни, основанной на активном использовании магического знания. Он оказался создателем эзотерических организаций, которые до наших дней играют важную роль в политической жизни Запада и, возможно, России.

Тайна смерти и бессмертия Бруно раскрыта, по историческим меркам, совсем недавно. Перипетии его личной жизни, трансформация "джорданизма" в эзотерические и реформаторские движения и даже метонимический смысл названия ленинской "Искры" - все это прояснилось с появлением работ английской исследовательницы ренессансной культуры Фрэнсис Амелии Йейтс, в частности после выхода ее книги "Джордано Бруно и герметическая традиция".

История культуры свидетельствует, что в переходные периоды - периоды интеллектуальной растерянности, - такие, как эллинизм, Возрождение, Реформация или новый эллинизм в ХХ веке, вектор культурной эволюции направлен в прошлое. Все новые социальные движения, обернувшиеся, впрочем, великими ошибками, черпали энергию из наследия предков. Хрестоматийным и ныне актуальным примером может служить интеллектуальная катастрофа эллинов, обратившихся к христианству, по оценке образованных людей того времени - чудовищному и архаичному суеверию.

Не было исключением и Возрождение. Духовные интенции этого периода были в значительной мере определены деятельностью герметистов - Дж.Бруно (1548-1600), Джона Ди (1527-1608), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Р.Фладда (1574-1637) и др. (краткость жизни Бруно бросается в глаза, в особенности если учесть, что последние восемь лет он провел в тюрьмах святой службы). Это были энтузиасты возрождения райского магического знания, которым обладал Адам (до грехопадения) или по крайней мере Ной. Отказавшись от средневековой схоластики и полагая, что возвращаются к истинной египетской мудрости и мудрости еврейских патриархов, они на самом деле опирались на сочинения II-III веков н.э.

Основу мировоззрения этого периода составляла "египетская" магия, описанная в философском трактате "Асклепий" и сочинениях по астрологии, алхимии и магии. Большая часть этих трудов приписывалась Гермесу Трисмегисту (Трижды Величайшему) - мифическому лицу, якобы современнику Моисея. Философские трактаты Герметических сводов ("Асклепий", "Поймандр" на греческом языке и "Пикатрикс" на арабском) содержали астрологическую модель космоса, в которой центральное место отводилось Солнцу - видимому Богу. После перевода греческих текстов на латинский язык, сделанного священником и врачом престарелого Козимо де Медичи - Марсилио Фичино, - по всей Европе началось распространение магико-герметических идей. Этому способствовал комментарий Фичино к "Поймандру", придавший герметическому наследию в глазах Церкви лояльный облик. Даже папа Александр VI поддерживал герметизм. Пинтуриккьо украсил фресками в "египетском" духе его апартаменты в Ватикане.

Методы симпатической магии основаны на представлении о постоянном истечении на Землю звездных влияний (вливаний). Каждый предмет материального мира, каждый орган человеческого тела полон оккультных симпатий, связывающих его с тем светилом, от которого он зависит. Ренессансный маг убежден, что, обладая специальными познаниями, можно направлять эти влияния в нужное русло. Магию практиковали члены Флорентийской академии (среди них - Жан Доминик Кассини и Нильс Стено, математик и врач Кардано, художники Донателло, Микеланджело, Ботичелли, Пинтуриккьо, члены семьи Борджиа). Ренессансная магия представляла собой род активной деятельности, позволяющей уклониться от астрологического детерминизма и обрести власть над светилами, направляя их влияния. Таким образом, европейское Возрождение оказалось прежде всего возрождением астральной симпатической магии.

К примеру, чтобы овладеть силой планеты Венера, нужно знать, какие растения, минералы, металлы и животные ей принадлежат, и использовать их при обращении к Венере. Для этого ее различные образы следует нанести на талисманы, изготовленные из венериных материалов в астрологически правильный момент. В наше время всеобщей сексуальной озабоченности и увлечения мистикой полезно знать, что изображения Венеры на полотнах художников Возрождения - это "египетские" образы значительной астральной силы.

Приведем также не лишенные актуальности примеры астральной терапии, описанной Фичино в книге с характерным названием "О стяжании жизни с небес" (1489). Чтобы получить долголетие, нужно разместить на сапфире образ Сатурна, имеющий следующий вид: "Старик, сидящий на высоком троне или на драконе; голова его покрыта лоскутом темного полотна, а в поднятой над головой руке он держит серп или рыб и одет в темные одежды". Для лечения общих недомоганий Фичино предлагал следующий магический образ: "Царь на троне, в желтых одеждах, ворон и изображение Солнца". Книга представляла собой справочник по обыкновенной медицине, так как основой медицинских предписаний в то время служила вера, что различные части тела и их темпераменты подчинены зодиакальным знакам или планетам. Современных поклонников астральной терапии придется огорчить: Медичи она не помогла. Он умер через год после того, как его врач Фичино ее освоил.

Пико делла Мирандола, младший современник Фичино, дополнил естественную магию каббалистической духовной магией. Она обращена не к природному космическому духу, но к ангелам, архангелам и к именам или силам самого Бога (десять сефирот, соответствующие десяти космическим сферам). Используемые при этом средства схожи с другими магическими процедурами, но основаны на могуществе священного еврейского языка. Буквы этого языка стали объектом бесконечных мистических медитаций, поскольку именно на нем Он творил Словом.

Пафосом герметизма проникнуты все интеллектуальные искания мыслителей Возрождения и Нового времени: Парацельса, Гассенди, Кеплера, Бэкона, Бойля и даже Ньютона. Так, научная революция Коперника была совершена в рамках религии космоса. В своем знаменитом труде "Об обращении небесных сфер" (1543) для подкрепления гипотезы о движении Земли он ссылается на герметические авторитеты - Пифагора, Филолая и… Трисмегиста. В целом герметизм сыграл в становлении современной науки важную роль наряду с протестантизмом. Йейтс об этом пишет: "Уже то обстоятельство, что герметический и магический космос Бруно так долго принимали за космос прогрессивного мыслителя, предвосхитивший новую космологию, созданную в результате научной революции, подтверждает правильность предположения, что в подготовке этой революции определенную роль сыграл Гермес Трисмегист".

Что же отличало безобидную и даже позитивную философию и магическую практику Джордано Бруно от других и что уготовило ему столь ужасную и славную судьбу?

Филотео Джордано Бруно Ноланец, как он себя называл, родился в Ноле - городке у подножия Везувия. В 1563 году он вступил в доминиканский орден и стал насельником монастыря в Неаполе. Через три года он бежит, так как навлекает на себя подозрение в ереси. В 1581 году, пожив перед этим в Женеве и Тулузе, он приезжает в Париж. Там он обращает на себя внимание Генриха III. Читает лекции и издает две книги по искусству памяти, из которых видно, что их автор - маг.

Мнемоническими приемами пользовались еще римские ораторы. Они запоминали отдельные части здания, где планировали произнести речь, размещая на них образы, которые напоминали бы разделы заучиваемой речи. Иногда для этой цели использовали знаки зодиака. Для Бруно же мнемоника - это метод запечатления в памяти архетипических образов, мысленно размещаемых в структуре космоса. Используя для мнемотической локализации космический порядок, маг стремился познать Вселенную и обрести силы, резонирующие с силами космоса. Запечатлевая в памяти небесные образы, Бруно намеревался войти в "египетское" состояние: постичь внутренний порядок и единство мира, овладеть божественной силой. По Бруно, совершенный человек должен стремиться к тому, чтобы используя силу светил, стать благим магом и целителем, как Христос, Альберт Великий или Фома Аквинский.