Смекни!
smekni.com

Понятие наследования и его порядок в истории римского права (стр. 3 из 4)

Если наследодатель, хотя бы по ошибке, распоряжался только частью наследственной массы, это порождало проблему, поскольку римское право не допускало конкуренции наследования по закону и по завещанию на основании принципа: «никто не может умереть, на часть (имущества) сделав завещание, на часть не сделав» (Д. 50.17.7). Юриспруденция разрешала эту проблему, постановляя, что не принятая в расчёт часть прирастала к имуществу наследников по завещанию пропорционально соответствующим долям.

В завещании назначение наследника иногда сопровождалось возложением на него ряда обязанностей: выполнить какие-либо действия, использовать имущество по определённому назначению. Если наследник, получивший имущество с возложением, не выполнил возложения, допускались меры принуждения в административном порядке. Помимо этого, в завещании могло содержаться распоряжение наследнику выдать из полученного наследства указанному лицу вещь или сумму. Подобное распоряжение называлось завещательным отказом – легатом (от лат. legatus). Основанием легата было, естественно, только завещание: не существовало форм легата по закону. Наследодатель имел полную свободу в назначении завещательных отказов, что позволяло ему растрачивать всё или почти всё наследственное имущество на легаты, оставляя своему приемнику одно звание наследника с соответствующими обязанностями.

Чтобы исправить положение, были изданы один за другим три закона. Закон Фурия запретил принимать отказы более 1 тыс. ассов (получивший более 1 тыс. ассов был обязан вернуть сумму в четыре раза больше). По закону Вокония, легатарий не мог получить больше наследника, был установлен принцип «равного количества» (кн. 2 ст. 226 Институции Гая). Наконец, закон Фальцидия окончательно урегулировал этот вопрос, постановив, что завещатель не мог направить на легаты больше 3/4 наследственного имущества, поэтому, за наследником в любом случае оставалась, по крайней мере, 1/4 часть наследства. Эта резервная доля – «Фальцидиева четверть» действовала в течение всей истории римского права.

В римском праве наряду с легатом в период империи появился и другой вид отказа – фидеикомисс. Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: мог возлагаться на наследника по закону, устанавливаться раньше и позже завещания, в качестве приложения к нему. Целью фидеикомисса являлось предоставление правомочий лицам, которые не могли назначаться наследниками или легатариями, потому что не обладали пассивной завещательной правоспособностью. Со временем легаты и фидеикомиссы сблизились, и Юстиниан объединил их в один институт – отказы.

Однако и завещание, составленное с соблюдением всех требований закона, могло утратить силу до открытия наследства, прежде всего вследствие отмены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву уничтожением, срывом с них печатей и т.п. В период империи сначала было постановлено, что завещание утрачивает силу, если до истечения десяти лет со дня его составления не будет открыто наследство, а затем во изменение этого правила, Юстиниан постановил, что по истечении десяти лет завещание может быть изменено соответствующим заявлением в присутствии трех свидетелей. В период империи допускалось также внесение в завещание изменений путем составления кодициллов и распоряжений о фидеикомиссах. Основания, по которым завещание признавалось недействительным, представлены на рис.2.

Рис.2. Основания признания недействительности завещания.

Далее хотелось бы по подробнее осветить основные правила наследования по закону на каждом из четырех этапах. Так же как и в нашем Гражданском кодексе РФ, в Институциях Гая наследование по закону расположено после статей, регулирующих правопреемство в порядке завещания. Наследование по закону – наследование в порядке и на условиях, определённых законодателем. Это вид наследования, при котором отсутствует юридически выраженная воля наследодателя. Этот вид наследования был возможен только при определённых условиях: нет завещания, завещание недействительно, завещание уничтожено, отсутствуют наследники, указанные в завещании.

На первом этапе система наследования старого цивильного права определялась положением законов XII таблиц. Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания. При отсутствии завещания имущество умершего переходило к наследникам по закону. Система наследования, существовавшая в эпоху Законов ХП таблиц, исходила из семейной общности имущества и агнатического родства (от лат. agnatus – родственник по отцу). Наследниками по закону могли быть только члены семьи (Рис.3). Не признавались ими не эманципированные (освобождённые от власти римского главы семьи patria potestas, утратившие агнатскую связь), не другие когнаты (от лат. cognatus – кровный родственник; кровные родственники по мужской или женской линии, не находившиеся под властью главы данной семьи).

Рис.3. Семья по законам XII таблиц.

Законы XII таблиц различали следующие три разряда наследников (Рис. 4):

Первый разряд составляли лица, непосредственно находившиеся во власти наследодателя и становившиеся с его смертью наследниками по закону. Это жена умершего, его дети, усыновленные и внуки от ранее умерших сыновей. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось поколенно, и внуки наследовали по праву представления, т.е. получали все вместе долю наследства, которую получил бы их отец, если бы пережил наследодателя, а затем делили эту долю поровну между собой. Наследованию в этом случае придавался особый характер, так как наследники не столько становились обладателями нового для них имущества, сколько вступали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с главой семьи на праве семейной собственности.

Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего. Это отец, мать, дед, бабушка умершего, а также его полнородные братья и сестры, и дети ранее умерших братьев и сестер. Наследники этого разряда должны делить наследство поровну, а дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие наследники, это, как было указано выше, отец, мать, дед, бабушка, то наследство делится по линиям, т.е. одна половина идет восходящим родственникам с отцовской стороны, другая - восходящим с материнской стороны. Однако надо заметить, что женщины далее родной сестры к наследованию не призывались.

Третьим разрядом наследников были остальные родственники по порядку близости. Ближайшая степень устраняет дальнейшую.

При этом наследование по jus civile имеет ту особенность, что призываются к наследованию только те лица, которые оказываются ближайшими к умершему в момент его смерти. Если эти лица не принимают наследства или умирают до его принятия, то наследство не переходит к следующему по порядку, а считается выморочным, а потому в древнейшее время бесхозяйным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церкви и т.д.


Рис.4. Основной принцип наследования по законам XII таблиц.

Второй этап развития наследственного права был связан с реформами, осуществленными претором. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною, или иною личною связью.

Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях право наследования следующему по порядку родственнику.