Смекни!
smekni.com

Тютчев Федор Иванович (стр. 2 из 2)

Большой интерес Николая I вызвала анонимно изданная Тютчевым брошюра «Россия и Германия» (1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщал родным Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».

Поводом для написания данной статьи послужила книга маркиза А. де Кюстина «Россия в 1838 году». Эти книги французского путешественника стала впоследствии синонимом неприязненных и недостойных отношений к России. Тютчев, в отличие от неумелых и близких к официозу критиков Кюстина, не стал вести полемику с автором, взявшимся судить о России, черпая информацию о ней из придворных анекдотов и из окон своей кареты. Он поступил иначе — написал по-французски Г. Кольбу, редактору влиятельного немецкого издания.

Подоплёкой этих настроений, показывает Тютчев, является отрицание как близости России к Европе, так и её своеобразия. Обосновывая свою мысль, Тютчев отмечает в статье следующее: «Моё письмо не будет заключать в себе апологии России… Боже мой! Эту задачу принял на себя мастер, до сих пор вполне успешно. Истинный защитник России – это история; ею в течение трёх столетий неустанно она подвергает она свою таинственную судьбу».

В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль о том, что в «современном мире» как бы существуют две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же была создана известная утопия Тютчева – идея создания славянско-православной державы под эгидой России. В этой статье Тютчев, анализируя противоречия революции как таковой, отмечает её антихристианский характер.

В этих статьях Тютчев глубоко предчувствовал грядущую Крымскую войну, задолго до его реального начала 29 октября 1853 года, когда был обнародован царский манифест. 8 апреля 1854 г. Тютчев писал по этому поводу следующее: «Ну, вот мы в схватке со всей Европой, соединяющейся против нас общим союзом. Союз впрочем, неверное выражение, настоящее слово – заговор».

Тютчев знал, что говорил. Против России был осуществлён настоящий заговор. Франция мечтала взять реванш за поражение 1812 года, каждая из стран при этом преследовала свои интересы. Министерство иностранных дел во главе с К.В. Нессельроде предоставляет неверную информацию о реальном положении дел. И Тютчев как никто другой видит главных действующих лиц этого заговора не на Западе, а в самой России. В этой связи о своих коллегах по Министерству отзывается следующим образом: «Когда видишь, до какой степени эти люди лишены всякой мысли и соображения, а следовательно, и всякой инициативы, то невозможно приписывать им хотя бы малейшего, долгого участия в чём бы то ни было».

Во многом благодаря Тютчеву, в начале 1856 года Нессельроде, был, наконец, смещён с поста министра. На его место в начале апреля 1856 года был утвержден кн. А.М. Горчаков. Горчаков и Тютчев не прерывали дружеских отношений, потому не удивительно, что новый министр сразу же вовлёк поэта в круг своих живейших политических интересов.

Оторванный от Родины, Тютчев долгое время видел главную беду в России в том, что в Европе существует предвзятое мнение по отношению к России. И это было, конечно же, правильно. Но вернувшись и погрузившись в самую гущу высшего чиновничества, определявшего судьбы и позиции государства, он понял, что начинать преобразования нужно у себя дома. Так, например, своей дочери Анне, он писал следующее: «Сталкиваясь с подобным положением вещей, буквально чувствуешь, что хватает уважения, что разум ужасен. Почему имеет место такая нелепость. Почему эти жалкие посредственности, самые худшие, самые отсталые из всего класса ученики… Эти выродки находятся и удерживаются во главе страны, и обстоятельства таковы, что у нас достаточно сил, чтобы их прогнать».

И поэт понял, что ему необходимо осуществить тот план, изложенный в достопамятной записке на высочайшее имя, о котором Бенкендорф докладывает царю и с которой начался его взлёт. Только теперь нужно будет обратить внимание на дела внутренние. Прежде всего, эту мысль он внушает к кн. Горчакову, для которого стал ближайшим другом и сподвижником на предстоящие 17 лет. И Горчаков действительно рекомендовал Александру II «обратить внимание на внутренние дела и отказаться от активных действий вовсе…». Царь утвердил курс, в основе которого лежало «сосредоточение сил на внутреннем развитии страны, используя противоречия европейских держав».

Но Тютчеву и этого мало. Ему нужно сформировать широкое общественное мнение. Для достижения этой цели он использует всё: деловые совещания, салонное остроумие и просто задушевные беседы с сильными мира сего. Он пишет государственным деятелям десятки писем, не обходит вниманием придворных дам, а также родственников и друзей. Главная же задача, на первый взгляд, утопична: сделать их всех своими единомышленниками.

Особую роль в своих планах он отводит творческой интеллигенции, особенно той её части, которая состоит из литераторов, издателей и публицистов.

Начисто лишённый честолюбия в лучшем смысле этих слов, Тютчев набрасывал им интересные мысли и идеи, касающиеся внешней политики государства, которые перерабатывались авторами в интересные статьи и публикации. Наиболее частыми его корреспондентами стали муж дочери Анны И.С. Аксаков, издающий газеты «День», «Москва», «Москвич» и М.Н. Катков, издававший «Московские ведомости». И, странное дело, в своей титанической подвижнической деятельности Тютчев был вроде бы одинок, и поэт изначально обречён на неудачу, но, возможно, благодаря именно этому ему удалось заложить основы просвещённого общественного мнения в России, которые во многом определили судьбу и место в современном мире.

В этот период и поэзия Тютчева подчинена государственным интересам. Он создаёт много «зашифрованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах». Это «Гус на костре», «Славянам», «Свершается заслуженная кара», «Современное», «Ватиканская годовщина». Но среди них есть и подлинно гениальные стихи, переросшие свою первоначальную задачу: «Два единства», «Ты долго ль будешь за туманом…». Настоящей же жемчужиной его творчества стали широко известные строки: «Умом Россию не понять».

17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, не смотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй степени в государственной иерархии.

К концу 1872 года здоровье поэта заметно ухудшилось. Появились приступы тошноты, иногда отказывала левая рука. На предписания врачей Тютчев не обращал никакого внимания. 3 января 1873 года Аксаков навещает Тютчева, и тот "бегло сказав о себе: «Это начало конца», сейчас же пустился говорить о политике, о Хиве, о политике…». 5 января стало известно, что царь изъявил желание навестить больного поэта. Узнав об этом, Тютчев едко заметил, что «это приводит его в большое смущение, так как будет крайне неделикатным, если он не умрёт на другой же день после царского посещения». Острота его дошла до императора, и запланированный визит не состоялся. Агония длилась 195 дней. Тютчев писал стихи, письма, наставления Горчакову, заставлял жену читать газеты.

19 мая Тютчев настоял на переезде в Царское село, которое очень любил. 23 июня его настиг новый удар. Первое, что он сказал, очнувшись: «Какие последние политические новости?». Но теперь большую часть времени он проводил в забытьи.

Воскресным утром 15 июля 1873 года, великий русский поэт, философ, государственный деятель и дипломат, тайный советник Ф.И. Тютчев скончался в Царском селе. Из-за летнего времени и дачного сезона лишь немногие смогли помянуть поэта. 18 июля он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Список литературы

1) Ф.И. Тютчев. Полное собр. соч. в 6-ти томах. – М:2002-2004.

2) Ф.И. Тютчев. Полн. собр. соч. в стихах и прозе. – М:2000.

3) Ф.И. Тютчев. Литературное наследство. Ч.1. – М:1988.

4) В.В. Кожинов. Пророк в своём отечестве. Век XIX. (Ф.И. Тютчев). – М:2002.

5) И.С. Аксаков. Биография Ф.И. Тютчева. – М:1997.

6) В.В. Кожинов. Тютчев. (Серия ЖЗЛ). – М:1988.

7) В.В. Кожинов. Россия: вчера, сегодня, завтра. – М:1997.

8) Русская идея. – М:1992.

9) Русская философия. Словарь. — М:1995.

10)Русский патриотизм. Словарь. – М:2001.

11)Русское мировоззрение. Словарь. – М:2003.

12)Русская литература. Словарь. – М:2004.

13)Б.Н. Тарасов. Христианство и политика в историософии Ф.И.Тютчева, //“Москва” №8, 2001. С.180 -201. – М:2001.

14)Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Кн.1-3. (?). Вышло 1-2. – Мураново, 1999-2003.

15)В.М. Карев. Ф.И. Тютчев: Наполеон и революция. //Россия и Европа: дипломатия и культура. С.152- 160. – М:1995.

16)Г.В. Флоровский Из прошлого русской мысли. – М:1998.

17)В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. –М: 1997.