Смекни!
smekni.com

Сейфуллина Лидия

И. Ермаков

Сейфуллина Лидия Николаевна (1889—) — советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. — уездный земский гласный. Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. в Москве на Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. — секретарь Сибгосиздата.

Лит-ую известность С. получила как автор «Правонарушителей» (1922), «Перегноя» (1923), «Виринеи» (1924). Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С. особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. о революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в «Перегное». Симпатии автора — на стороне деревенской бедноты, борющейся за новую жизнь.

Новые люди деревни — Софрон, Виринея и др. — обрисованы С. с большим сочувствием. Они — крестьянские революционеры, на себе испытавшие гнет прошлого. Основная их черта — активное волевое суровое отношение к действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.

При всем сочувствии к пролетарской революции С. однако не смогла показать ее классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое содержание С. истолковывала по-своему, в духе некоего «неонародничества» (коммуна, организованная Софроном — «Перегной» — является общиной «трудовой уравнительности»). Отношение С. и ведущих образов ее произведений к городу двойственно: она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно как противопоставление деревенской бедноты, имеющей «право» на лучшую жизнь, всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С. как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора. В повестях «Встреча», «Путники», отчасти и «Перегной», намечается линия опрощения интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа, живущего примитивной, здоровой жизнью.

Значительное место в творчестве С. занимают произведения на темы из жизни советской молодежи и детворы. Выдающееся явление литературы — «Правонарушители». Традиции дореволюционной литературы о детях — сусальность, жалостливость — чужды С. Так же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. в детях подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом большую стихийную жажду радостной, светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ «правонарушителя» Гришки Пескова, натуры одаренной, упорствующей. Постепенно, с трудом освобождается Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя Мартынова — энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и авторитет среди членов колонии. С. подвергает обстрелу систему книжной педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный недостаток произведения в том, что С. по-толстовски противопоставляет «испорченный» город и его психологию «всеблагодатному» началу матери-природы, деревни.

С переходом страны к развернутому строительству социализма С. начала отставать от требований революции. В разрез с действительностью С. в повести «Выхваль» показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической тенденции. В последние годы творческая активность С. значительно снизилась.

Произведения С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. применить принцип «местного колорита» для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев — волевых, сочно, натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через впечатляющую и доходчивую до дсознания форму «сказа», — все это несомненные достоинства ее произведений.

Слабее С. в сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем — существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные события, образы даны ярко и динамично.

Список литературы

I. Собр. сочин., 4 тт., изд. «Современные проблемы», М., 1924—1926 (выдержало 4 изд.)

Собр. сочин., 6 тт., Гиз — ГИХЛ, М. — Л., 1927—1931 (неск. изд.)

Встреча, Рассказы, Гиз, М. — Л., 1926

Выхваль, «Новый мир»

1929, № 1

Губернатор, Комедия в 1 д., изд. «Современные проблемы», М., 1927

Гибель, Рассказы, «ЗиФ», М. — Л., 1930

Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932

Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, (М. — Л.), 1933

Сейфуллина Л. и Правдухин В., Черный Яр, Пьеса в 4 д. и 10 карт., ГИХЛ, М. — Л., 1931

Критика моей практики, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору)

Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, М., 1934.

Лежнев А., Литературный обзор, «Печать и революция», 1925, № 1

Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926

Смирнов Н., О «Перегное», «Красная новь», 1923, кн. 4

Асеев Н., По морю бумажному, «Красная новь», 1922, кн. 4 (о «Правонарушителях»)

Хмара А., Сермяжный язык, «Молодая гвардия», 1925, кн. 2—3

Смирнов Н., Л. Сейфуллина. Перегной, «Красная новь», 1923, кн. 4

Якубовский Т., Сочинения Сейфуллиной и ее критики, «Новый мир», 1925, № 10

Фурманов Д., «На литературном посту», 1926, № 2 (о «Виринее»)

Переверзев В., «Новый мир», 1926, № 4 (о «Встрече»).

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. Н. Козьмина, М., 1928

Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.