Смекни!
smekni.com

Рихард Вагнер (стр. 3 из 3)

рии его часто расходились с практикой, то есть с собственной музы-

кой. Тем не менее Вагнер создавал на редкость цельные и монолитные

произведения, отмеченные индивидуальностью гениального творца. Спи-

сок этих произведений открывает опера "Летучий голландец" которой

начинается зрелый период вагнеровского творчества. Несмотря на пе-

чальный итог драмы, музыка "Летучего голландца" лишена черт обречен-

ности, пассивной созерцательности. В ней звучит бурная романтика

протеста; она прославляет не успокоение в небытие а деятельное

стремление к счастью.

Таков идейный смысл програмной по замыслу увертюры, в которой

музыкально-драмматургическая концепция оперы решена симфоническими

средствами. Три сферы выразительности характеризуют определенные

стороны содержания произведения.

Первая из них служит обрисовке грозно ревущего океана: мятежная

природа словно перекликается с бурей, бушующей в душе Голландца.

Вторая сфера связана с задушевной, подчас восторженной лирикой Сен-

ты. Наконец, сочные народные сцены противостоят образам зловещей

фантастики и страстного лиризма. Так, далее развивая драматургичес-

кие принципы вольного стрелка Вебера, Вагнер принес в романтическую

драмму реалистические штрихи.

Уже в ранних произведениях сороковых годов Вагнер добился блес-

ка, полноты и сочности оркестрового звучания; ввел тройной состав (

в "Кольце нибелунга" - четверной); Шире использовал диапазон струн-

ных, особенно за счет верхнего регистра; придал мелодическое назна-

чение медным духовым инструментам. Смешивая звучание трех основных

групп оркестра (струнные, дерево, медь), Вагнер добивался гибкой,

пластичной изменчивости симфонической ткани. Высокое контрапункти-

ческое мастерство помогало ему в этом. Причем оркестр его не только

красочен, но и характеристичен, чутко реагирует на развитие драмати-

ческих чувств и ситуаций.

Значительны достижения Вагнера в области гармонии. В поисках

сильнейших выразительных эффектов он усиливал напряженность музы-

кальной речи, насыщал ее хроматизмами, сложными аккордовыми комплек-

сами, создавал многослойную полифоническую фактуру, использовал сме-

лые, необычайные модуляции.

Эти искания подчас рождали изысканную напряженность стиля, но

никогда не приобретали характера формалистических экспериментов.

Вагнер резко выступал против поисков "музыкальных комбинаций

ради их самих, только ради присущей им остроты". Обращаясь к молодым

композиторам, он заклинал их "никогда не превращать в самоцель гар-

монические и оркестровые эффекты". Вагнер являлся противником бес-

почвенных "дерзаний", боролся за правдивое выражение глубоко чело-

вечных чувств и мыслей и в этом отношении сохранил связь с прогрес-

сивными традициями немецкой музыки, стал одним из наиболее выдяющих-

ся ее представителей. Но на протяжении своей большой и сложной жизни

в искусстве он нередко жестоко ошибался, отклонялся от верного пути.

Не прощая Вагнеру его заблуждений, вскрывая кричащие противоре-

чия его воззрений и творчества, отвергая их реакционные черты, мы

высоко ценим гениального немецкого художника, принципиально и убеж-

денно отстаивая свои идеалы, обогатившего мировую культуру замеча-

тельными музыкальными творениями.

Студент Потапов А.Е.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Друскин. Вагнер.- М.: Государственное музыкальное издатель-

ство, 1963.

2. А.Кенигсберг. Рихард Вагнер. Краткий очерк жизни и творчества.

- Л.: "Музыка",1972.

3. Советский энциклопедический словарь. - М.: "Советская энцикло-

педия", 1987.

4. Р.Вагенр. Избранное. - М:1978.