Смекни!
smekni.com

Дуайт Эйзенхауэр (стр. 5 из 5)

26 апреля 1954 в Женеве начало свою работу совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции и КНР. На нем обсуждались два вопроса - корейский и индокитайский. После него Эйзенхауэр решил, что создание в Азии военно-политического блока держав, входящих в сферу американского влияния, будет лучшей формой борьбы с национально-освободительными движениями. Это было началом создания Договора об обороне Юго-Воссточной Азии (СЕАТО).

Во время избирательной кампании 1952 года кандидат республиканцев неоднократно возвращался к проблемам американо-китайских отношений. Определяя свою политку по отношению к КНР, Эйзенхауэр учитывал главный в то время фактор - военно-политический союз между СССР и КНР. В дальнейшем он не менял кардинально свою точку зрения на этот вопрос и не внес чего-либо принципиально нового в развитие американо-китайских отношений.

Следующим регионом, отношение к которому следовало бы выделить, были страны Латинской Америки. В то время политика по отношению к ним определялась исключительно военно-стратегической важностью этого огромного района и интересами американских монополий в этих странах. Латинская Америка продолжала оставаться важной сферой приложения американского капитала, который бысто вытеснял здесь своих конкурентов. Эти факторы экономического порядка наряду с соображениями военно-политического характера и определяли основные направления политики администрации Эйзенхауэра в районе к югу от американских границ.

В 1956 в канун избирательной кампании, состояние здоровья президента ухудшилось, и он в Белом доме выражал свое сомнение по поводу баллотирования на второй срок. Демократы попытались использовать это, чтобы всячески помешать его избранию. Но из 62 млн. американцев, участвовавших в голосовании, за Эйзенхауэра было подано 35,5 млн. голосов. Так как при этом соотношение сил в конгрессе практически не изменнилось, ему пришлось констатировать: "Я оказался первым президентом в истории США, который вынужден был три раза подряд иметь дело с конгрессом, большинство в обеих палатах которого имела оппозиция".

Второй срок его президентства не был отмечен особенными событиями. Планомерно проводилась "политика сдерживания" по отношению к Советскому Союзу. Нарастала гонка вооружений. От него как от президента требовалась немалая гибкость во внешней политике, чтобы не допустить перерастания "холодной войны" в открытый вооруженный конфликт между двумя державами. Несмотря на большую трудность этой проблемы в совокупности с внешней политикой СССР, он все таки справился с ней.

После его победы на этих выборах в прессе стали обсуждаться вопросы его состояния здоровья и государственной компетентности на посту президента. Однако как президент он был, на мой взгляд, вне критики. Время - лучшая мера для оценки деятельности любого правительства. Тридцать с лишним лет, прошедшие после завершения второго президентского срока Эйзенхауэра, свидетельствуют о том, что он умело отстаивал интересы правящих кругов США.

Заканчивался второй срок его президенства. Заканчивался 1960 год. Это был конец активной государстввенной, политической и общественной жизни Дуайта Эйзенхауэра. Он не был полностью удовлетворен результатами своей восмилетней деятельности в качестве главы государства и правительства. Подводя итоги своего пребывания в Белом доме и отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул, что наибольшее разочаравание у него вызывает тот факт, что он не смог внести существенного вклада в решение вопросов борьбы за мир. Но все эти сомнения затмевает то, что его имя связано с крупнейшим событием в истории человечества - разгромом германского фашизма. Это были страшные и вместе с тем героические годы второй мировой войны. Миллионы убитых и раненых, огромные разрушения, потеря коллосальных материальных ценностей - такова тяжелая цена победы союзников. Но это были не напрасные жертвы.

Место в истории за Дуайтом Эйзенхауэром было закреплено 6 июня 1944 года, когда в Нормандии наступила ночь. Сотни тысяч, миллионы мужчин и женщин внесли свой вклад в дело, которым он руководил. 200 000 солдат, моряков и летчиков участвоали в операции дня "Д", но сама эта операция навсегда будет связана с именем одного человека - с Дуайтом Эйзенхауэром, и это справедливо. С самого начала до завершения операции он был центральной фигурой в ее планировании, а также в подготовке участников и организации самой большой в истории воздушной и морской армады. В решающий момент он был главнокомандующим, который один взвешивал все факторы, рассматривал все альтернативы и принимал решение - правильное решение.

Его место в истории как политика и государственного деятеля более относительно. Его нужно оценивать в сравнении с другими президентами, и это означает, что никакая оценка не может быть действительно справедливой, потому что у него не было тех возможностей, которые были у других президентов, и он не сталкивался с теми проблемами, с которыми сталкивались они. Каким великим именно лидером он мог быть, нельзя сказать определенно, потому что он был президентом в такое время, которое требовало двигаться вперед умеренно, придерживаться среднего курса, избегать призывов к своим согражданам напряч все силы ради национальных интересов.

После того, как Эйзенхауэр оставил пост президента, судя по опросу, проведенному среди профессоров истории различных американских университетов, в президентском списке он занимал место, близкое к последнему. Но в начале 80-х годов, по данным нового опроса, он уже переместился на девятое место. Вероятно, что его репутация и дальше будет повышаться и вскоре он может занять место рядом с Вильсоном и Рузвельтами как один из четырех действительно великих президентов XX столетия.

Дуайт Эйзенхауэр дал стране восемь лет мира и процветания. Нет ничего удивительного в том, что миллионы американцев считают, что для Америки было большим счастьем иметь такого президента.