Смекни!
smekni.com

Личность Зигмунда Фрейда (стр. 2 из 2)

Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили,- "излить душу" в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях.

Особенно успешно использовали гипноз французские врачи, для изучения опыта которых Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому неврологу Шарко (ныне его имя сохранилось в связи с одной из физиотерапевтических процедур - так называемым душем Шарко). Это был замечательный врач, прозванный "Наполеоном неврозов". Фрейд - молодой венский доктор - присоединился к большой толпе практикантов, которая постоянно сопровождала знаменитость во время обходов больных и при сеансах их лечения гипнозом.

В одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенностях его половой жизни. Это наблюдение запало в голову Фрейда, тем более что и он сам, да и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов. Через несколько лет, под впечатлением этих наблюдений и предположений, Фрейд выдвинул постулат, придавший всем его последующим концепциям, каких бы психологических проблем они ни касались, особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности во всех человеческих делах. Эта идея о роли сексуального влечения как главного двигателя поведения людей, их истории и культуры придала фрейдизму специфическую окраску, прочно ассоциировала его с представлениями, сводящими все бессчетное многообразие проявлений жизнедеятельности к прямому или замаскированному вмешательству сексуальных сил.

Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от индивидуального поведения к социальному. В памятниках культуры (мифах, обычаях, искусстве, литературе и т. д.) он искал выражение все тех же комплексов, все тех же сексуальных инстинктов и извращенных способов их удовлетворения. Следуя тенденциям биологизации человеческой психики, Фрейд распространил на объяснение ее развития так называемый биогенетический закон. Согласно этому закону, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой и сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к ребенку это означало, что, переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Руководствуясь этой версией, Фрейд утверждал, что ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях ребенка и его влечениях воспроизводятся необузданные инстинкты наших диких предков. Никакими объективными данными, говорящими в пользу этой схемы, Фрейд не располагал. Она носила чисто умозрительный, спекулятивный характер. Современная детская психология, располагая огромным экспериментально проверенным материалом об эволюции поведения ребенка, полностью отвергает эту схему.

К Фрейду приходит международная слава. В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: "За вами будущее".

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд. Его прежняя концепция сновидений невротика, возникшая под впечатлением лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной, чтобы истолковать психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу - силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова, стало быть, не только половую любовь. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Наряду с социальными обстоятельствами (военные неврозы) у Фрейда имелись и личные мотивы обращения к этой проблеме. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная тем, что он был злостным курильщиком сигар. Терпеливо перенося одну мучительную операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915-1917 гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г.

4. Последние дни

В 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами "нового порядка" книг оказались и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги». В последствии в фашистских концлагерях погибнут четыре сестры Фрейда, а дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, была схвачена гестапо. Сам Зигмунд Фрейд в это время эмигрировал в Англию. В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, ещё в 1923 году его прооперировали по поводу рака ротовой полости и вот уже десять лет он жил с ужасным протезом и мучительными болями, по его просьбе его лечащий врач сделал два укола морфия, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 г.

Основные труды Фрейда:

"Исследования истерии", 1895 г.

"Толкование сновидений", 1900 г.

"Психопатология обыденной жизни", 1901 г.

"Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905 г.

"Три очерка по теории сексуальности", 1905 г.

"Тотем и табу", 1913 г.

"Лекции по введению в психоанализ", 1916-1917 гг.

"По ту сторону принципа удовольствия", 1920 г.

"Психология масс и анализ Я", 1921 г.

"Я и Оно", 1923 г.

"Будущее одной иллюзии", 1927 г.

"Цивилизация и недовольные ею", 1930 г.

"Моисей и монотеизм", 1939 г.

"Очерк психологии", 1940 г. - незакончен

"Анализ фобии пятилетнего мальчика"

"О сновидении"

"О психоанализе"

"Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений"

Заключение

Личность Зигмунда Фрейда была и остаётся фигурой эпохи. С его именем связано и появление одного из основных направлений современной психологии, психоанализа, который в свою очередь дал начало индивидуальной психологии, гуманистическому психоанализу, аналитической психологии и другим, появление новой сферы познания в психологической науке – сексуальность, как детерминант нарушений психики и неврозов.

Важно заметить, что с течением времени интерес к работам австрийского ученого не ослабевает. А интерес к его личности, появившийся после Второй Мировой Войны, только возрастает. История знает массу примеров, когда спустя годы не раз пересматриваются взгляды мыслителей прошлого и на основе их работ создаются новые, актуальные, нужные своему времени идеи, теории, методы. Не исключено, что тоже последует и с работами Зигмунда Фрейда.

Список литературы

Дадун, Р. Фрейд [Текст]: / Р. Дадун. – АО «Х.Г.С.», 1994. – 288с.

Феррис, П. Зигмунд Фрейд [Текст]: / П. Феррис. – «Попурри», Минск, 2001. – 220с.

Фромм, Э. Иметь или быть [Текст]: / Э. Фромм. – М.: «АСТ», 2000. – 245с.

Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. [Текст]: / М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 350 с.