Смекни!
smekni.com

Френсис Бэкон (стр. 3 из 3)

6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ.

Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях ,не следует полагаться на абстрактные обоснования . Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов са- мой же природы ,из фактов опыта . Иной альтернативы в научном познании не сущуствует . Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных ,позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений . Основным методом исследования в естественной философии является индукция . Но эта не та индукция,которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случа- ев .Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибоч- ным результатам . И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции ,"которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы не- обходимые выводы ". В случае индукции мы ,вообще говоря имеем незавершенный опыт ,и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффектив- ных средств ,которые позволили бы ,говоря современным языком ,осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информа- ции,заключающейся в посылках индуктивного вывода . Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции ,связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой . Во-первых ,средства индукции предназначаются для выявлде- ния форм "прстых свойств ",или "природ ", как называет их Бэ- кон , на которые , вообще говоря ,разлагаются все конкретные физмческие тела . Во-вторых ,задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической терминологии "формальную" причину ,а отнюдь не "действующую" или "материальную" ,которые,по его мнению ,частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и су- щественно связаны с теми или иными простыми свойствами . Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования , а как метод выработки фундаментальных теорети- ческих понятий и аксиом естествознания ,или ,как он выражался , естественной философии . Итак ,бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией ,с аналитической методологией ,с учени- ем о простых природах и формах, с концепцией разных видов при- чинной зависимости . Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки . Но еще важне ,пожалуй ,то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции . Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим ."Мы не утверждаем ,однако ,что к этому ничего нельзя приба- вить,-писал Бэкон .-Наоборот ,рассматривая ум не только в его собственой способности ,но и в его связи с вещами ,мы должны установить ,что искусство открытия может расти вместе с откры- тиями ".

7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ.

Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идей- ных условиях он принимал различные формы ,сосредоточивался то на одних , то других источниках ,воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи . И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возв- ращается к античной классике . Его сочинения полны ссылок на греческих и римских филосо- фов,писателей ,историков ,поэтов и риторов . Их наивные ,но свежие ,жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей ,о подлинных природных телах и процессах,об опыте . В том ,что "все они определяли материю как активную ,как имеющую некоторую форму ,как наделяющую этой формой образован- ные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ",Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип вся- кой истинной те есть опытной науки . В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия - античной философии ,мифологии и христьянству . Отношение Бэкона к античности по своему продумано. Он знает ,что ему нужно в этом великом складе прошлого ,и использует взятое для подтверждения идей и установок сво- его мировозрения . Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под- ход отличается как от эмпирического описательства , так и от простой констатации самосознания этого прошлого , понимание его "изнутри" его концепции и эпохи . Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой ,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове- ческого духа . Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери- альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными средствами .

8 ЭТИКА

Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол- жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным . Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори- ентируемое кажущимися ,мнимыми благами . Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца- тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво- рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме- натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен- ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ- них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков . Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст- ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность ,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде- нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо- гут служить основой для того подлинного душевного здоровья ,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг ,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире . И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида- вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают людей теснее ,.чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты .

9 ОПЫТЫ.

Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и политеческими >> сопровождала его всю жизнь . С них началась известность Бэкона как писателя . "Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений ,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де- лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества . Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были исправлены и дополнены . Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских , этических и социально-политических воззрений Бэкона , они принадлежат более английской литературе ,чем филосо- фии .Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха- рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения- ми и умозрительными конструкциями . И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно. Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов", об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно- гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи- тать сами эссэ . В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей ,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы . В других к вам обращается человек ,умудренный житейским опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са- мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об- наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при- дирпчивый и объективный судья поступков . Но помимо политического и практического сознания "Опыты" содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов ,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа- циях . Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове- ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит свои заключения . Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань "Опытов"

10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Провозгласив великое значение естествознания и техни- ческих изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое какое, пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить ". В известном смысле он оказался прав. И сейчас столития спустя, мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки, но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии, пережитые на этом пути в прошлом, и тревога за то, что ожидает нас в будущем .