Смекни!
smekni.com

Понятие, сущность и виды ситуаций, изучаемых криминалистикой (стр. 3 из 3)

В последние годы метод моделирования получил весьма широкое распространение в уголовном судопроизводстве и стал использоваться для решения самых разнообразных задач и проблем. Причем довольно часто ученые стали обращаться к этому методу, исключительно отдавая дань моде и, по сути дела, называя моделями реальные объекты, давно уже изученные в следственной практике. В подтверждение к сказанному рассмотрим весьма небезынтересные цитаты из научной литературы последних лет.

Так, О.Я. Баев отмечает, что "понятие следственной ситуации, которым оперирует криминалистика, есть модель реальной ситуации, возникновение которой возможно при расследовании отдельных видов преступлений"1.

В.В. Клочков и В.А. Образцов считают, что "криминалистическое понятие преступления и криминалистическую характеристику преступления можно рассматривать как типовые информационные модели, состоящие из нескольких частей, также моделей, но более низкого уровня"2.

"... программы подготовки и производства отдельных следственных действий, программы тактических операций и этапов расследования представляют собой специфические мысленные модели перспективного характера"3.

И.Н. Сорокотягин пришел к выводу, что "в сущности, планирование - это мысленное моделирование расследования"1.

И.А. Возгрин утверждает, что "переход в криминалистической методике от описательного способа изложения программ расследования к формализованным моделям в виде алгоритмов последовательности следственных действий представляется важным моментом в совершенствовании частных методик"2.

А В.Н. Кудрявцев и вовсе заключает, что "все наши представления о преступлении - это модели", подкрепив свой вывод цитатой из работы философа И.Б.Новика: "...Познать объект - значит построить его мысленную модель"3.

Цитирование подобного рода можно продолжить. В криминалистике моделью стали называть и ситуацию, и план, и программу, и версию. След обуви, кадры видеозаписи следственного действия - тоже, как оказалось, модели.

Таким образом, по мере усиления интереса ученых к проблемам использования моделирования в науке стала складываться парадоксальная ситуация: понятия модели и моделирования в криминалистике оказались расплывчатыми, а критерии применения этого метода неопределенными. Метод моделирования при таком его активном использовании оказался настолько универсальным, что стал выступать чуть ли не в качестве единственного средства познания истины при расследовании преступлений.

Соответственно, чтобы разрешить возникшую проблемную ситуацию в криминалистической науке, потребовалось четко определить, что конкретно следует понимать под моделью, когда и для чего возникают необходимости в применении этого метода в криминалистике и практике борьбы с преступностью1.

Проблемные ситуации в криминалистической науке порождаются самыми разнообразными обстоятельствами: в ходе научного исследования, в результате реализации научных рекомендаций для практического использования, в процессе обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики. Выявление новых проблем криминалистической науки в значительной степени стимулирует ее развитие, поскольку, как весьма справедливо отметил В.Н. Карпович, "прогресс знания состоит в постановке, уточнении и решении новых проблем"2.

Поэтому важно установить основные пути, которые могут привести к обнаружению новых научных криминалистических проблем, а соответственно и появлению проблемных ситуаций, новых противоречий между фактами и накопленным знанием. Своевременное осознание, правильная оценка и грамотное разрешение проблемных научных ситуаций и позволяют стимулировать теоретические разработки в области криминалистики.