Смекни!
smekni.com

Опекушин Александр Михайлович (стр. 2 из 2)

Тут надо сказать, что семья Опекушиных была очень религиозна: соблюдала все посты, постоянно посещала богослужения. Александр Михайлович был по-настоящему православным человеком - он почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни. Его неоднократно уговаривали уехать с семьей за границу, предлагая деньги и другие блага, но даже в самые тяжелые периоды своей жизни Опекушин решительно от этого отказывался, подчеркивая, что он русский скульптор-патриот.

Но наиболее важна для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе. И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Над образами Царей - Александра II и Александра III трудились до революции многие отечественные и зарубежные мастера - Микешин, Шервуд, Шредер, Бах, Антокольский, Чижов, Трубецкой и другие. Но все же самыми известными и общепризнанными в художественном отношении считались опекушинские монументы. Знала и ценила эти произведения вся образованная Россия! Нам удалось выявить 12 таких памятников, однако, по всей вероятности, стояло их в России гораздо больше… Больше всего памятников посвящено Александру II. Один из величайших в истории России реформаторов, давший стране цивилизованный и гласный суд, свободу печати, земское и городское самоуправление, отменивший телесные наказания и освободивший миллионы крепостных крестьян, Государь был особенно чтим в среде русского крестьянства.

"Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, - до такой степени у меня жив в памяти его образ", - говорил Опекушин, часто видевший Государя при жизни.

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из них был неповторим; очень красив и изящен, например, был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.

30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей. Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках сидел Царь-Миротоворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия", - писал американский ученый Ричард Уэртман.

Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя-Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.

1917 год… Покатилось по стране красное колесо. Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции". Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду".

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. "Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!", - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета "Крестьянский кооператор" свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова.

Статья не осталась без отклика. Сразу же редакция стала получать письма читателей-крестьян, полные участия в постигшей скульптора беде. Благодаря усилиям того же Скребкова судьбой "автора памятника Пушкину в Москве" решила заняться и газета "Известия ВЦИК", обратившаяся 21 марта 1923 года с призывом: "Обязанность тех, кому дороги интересы культуры, вспомнить о замечательном нашем соотечественнике и поддержать его материально и нравственно". Авторы этих публикаций не знали, что еще 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней.

В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. "Совершенно забыты всеми!!!", - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина. А в статьях и официальных биографиях ему, человеку твердых монархических убеждений, начинают приписывать антимонархические и революционные высказывания. А между тем, тщательный архивный поиск, проведенный нами, не выявил ни одного свидетельства, которое бы подтверждало это. Александр Михайлович Опекушин был глубоко убежденным монархистом, что доказывают многие документы. Стойким монархистом был и его сын - мой прадед Владимир Александрович Опекушин, служивший чиновником в канцелярии московского генерал-губернатора Ф.В.Дубасова.