Смекни!
smekni.com

Кузьма Минин (подробный биографический очерк) (стр. 1 из 3)

Кузьма Минин (подробный биографический очерк)

В. Перхавко

Год его рождения точно установить невозможно. Предки Минина обитали в небольшом волжском городе Балахне недалеко от Нижнего Новгорода, где с XVI века промышляли торговлей и добычей соли. Документы о жизни и предпринимательской деятельности Мининых в Балахне ввели в научный оборот историки И.А.Кирьянов (1965) и В.А.Кучкин (1973). Фамильное прозвище "Минин" происходит от имени отца Кузьмы - Мины Анкундинова, являвшегося в начале 80-х годов XVI века совладельцем соляной трубы Каменки. Значит, деда звали Анкундин, а отцовское имя стало и отчеством (Минич), и фамилией (Минин), хотя правильнее было бы говорить: Кузьма Минич Анкундинов. По данным писцовой книги 1591 года дворцовой Заузольской волости, "за балахонцем за посадским человеком за Минею за Онкундиновым" числилось три деревни с 13 5/12 десятинами перелога и 7 десятинами хоромного леса. Потомки Кузьмы в XVII веке владели в Балахне значительным состоянием - лавками, городскими дворами, соляными варницами.

В отличие от старших братьев, Ивана и Федора, Кузьма покинул родной город и переселился в Нижний Новгород, где со временем приобрел мясную лавку. Самые ранние письменные известия о нем относятся к сентябрю 1611 года. К этому времени Кузьма уже был женат на Татьяне Семеновой и имел взрослого сына Нефеда (о других детях прямых свидетельств не сохранилось). По словам современника и участника событий Смутного времени, автора "Летописной книги" С.И.Шаховского, жил "в то же время человек некий в Нижнем Новгороде убогою куплею питаяся, сиречь продавец мясу и рыбе в требания и в снедь людям, имя ему Кузма".

В "Новом летописце" начала XVII века он ошибочно именуется как "Кузьма Минин, рекомый Сухорук". Действительно, в нижегородской купчей 1602 года упоминается двор некоего "Кузьмы Захарьева сына Сухорука", однако нижегородский историк А.Я.Садовский еще в 1916 году доказал, что Кузьма Минин и Кузьма Захаров Сухорук - разные люди. Тем не менее до сих пор в научно-популярной и справочной литературе можно встретить именование "Кузьма Минич Захарьев-Сухорук".

Кузьма Минин, очевидно, отличался хозяйственной хваткой, предприимчивостью, рассудительностью и справедливостью, чем заслужил уважение посадского торгово-ремесленного люда, избравшего его 1 сентября 1611 года земским старостой. Хотя до Нижнего Новгорода интервенты не добрались, тяготы Смуты нижегородцы ощущали. До них доходили грамоты патриарха Гермогена, а позже Троице-Сергиева монастыря с призывами постоять за родную землю. С избранием Кузьмы Минина земским старостой Нижний Новгород стал центром формирования народного ополчения. "Воздвизает бо некоего от христианска народа, мужа от рода неславна, но смыслом мудра, его же прозванием нарицаху Козма Минин, художеством бяше преже говядарь. Сей по случаю чина чреды своея бысть начальник в то время судных дел во братии своей, рекше посадьских людей в Нижнем Новеграде", - повествует составитель Хронографа 1617 года. Симон Азарьин в "Книге о чудесах преподобного Сергия" (середина XVII века) описывал явление "чюдотворца Сергия Козме Минину", случившееся дважды. Увидев в своем избрании "начало Божия промысла", он сразу же начал агитировать за "собрание ратных людей на очищение государству". По свидетельству "Нового летописца", Кузьма Минин говорил собравшимся у земской избы горожанам так:

"Будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалете и дворы свои продавать и жены и дети закладывать и бить челом, хто бы вступился за истинную веру и был бы у нас начальником".

Услышав колокольный звон, жители направились в Спасо-Преображенский собор, где состоялась служба. После ее окончания прозвучало напутствие протопопа Саввы Евфимьева и страстный призыв Минина подняться на борьбу с иноверцами ради спасения государства Российского. Тут же на сходе у земской избы решили послать наиболее уважаемых жителей города к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому с просьбой возглавить ополчение. Минин тем временем согласился быть его казначеем и, по сути дела, административным руководителем - при условии подписания горожанами строгого "приговора": "во всем быти послушливым и покорливым во всем и ратным людям давати денег", для чего "не токмо у них имати животы (то есть имущество. - В.П.), но и жены и дети продавати".

Вскоре в Нижний Новгород потянулись дворяне и служилые люди - сначала из захваченной поляками Смоленщины ("смольяне, дорогобужане, вязмичи"), а затем и из других русских городов ("коломничи, резанцы"), в том числе "многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при царе Василье". Оплата ратным людям, закупки вооружения и прочих припасов требовали значительных средств. Заведуя казной Второго ополчения, Минин сумел все это обеспечить, твердой рукой взимая с населения пятую, а то и третью часть имущества. "И такоже и прочие гости и торговые люди приносяще казну многу. Инии же аще и не хотяще в скупости ради своея, но и с нужею приносяще", - писал позднее Симон Азарьин. К неплательщикам применялись весьма жесткие меры. Со временем сбор денег стал проводиться не только в Нижнем Новгороде, но и в уезде, а затем и в других местах по мере их вовлечения в сферу действий Второго ополчения. Минин сам отдал все, что мог, - вплоть до драгоценностей жены и серебряных окладов с икон, как повествует предание. По другому источнику, Кузьма внес в общую казну 100 из имевшихся у него 300 рублей.

Первоначально (в ноябре - декабре 1611 года) руководители ополчения намеревались идти на Москву кратчайшим путем через Суздаль, но, получив информацию об усилении польского гарнизона и признании стоявшими под Москвой казаками Лжедмитрия III (псковского Сидорки), Минин и Пожарский отложили выступление, продолжая собирать силы. Зимой 1611 - 1612 годов под их началом оформилось своеобразное правительство - "Совет всея земли", от имени которого рассылались грамоты с распоряжениями в другие города и уезды. В них на пятнадцатом месте за Минина (из-за его неграмотности) ставил подписи Пожарский: "В выборного человека всею землею в Козмино место Минино князь Дмитрей Пожарской руку приложил".

Услышав о посылке И.Заруцким казаков в Суздаль и Ярославль, Минин и Пожарский сразу же направили туда отряды ратных людей, а вскоре - в конце февраля - начале марта 1612 года - и сами со всем ополчением двинулись через Балахну и Кострому к Ярославлю, где провели более четырех месяцев. Там воссоздавались основные приказы (Поместный, Посольский, Разрядный), оттуда велась дипломатическая переписка. "Совет всея земли" пополнился в Ярославле новыми людьми - представителями титулованной знати, служилого дворянства, белого духовенства, горожан, черносошных и дворцовых крестьян. Численность народного ополчения с каждым месяцем росла. Его ратники сражались и с польско-литовскими отрядами, и с разбойничьими шайками, расплодившимися в период безвластия. Помимо чисто военных забот, не-мало времени у Минина и Пожарского занимали дела государственного управления - сбор информации о положении на местах и платежеспособности населения, назначение воевод, рассмотрение жалоб и челобитий. И в Ярославле, и чуть позже в Москве у них нередко возникали проблемы, связанные с местническими спорами. Аристократия и служилое провинциальное дворянство были недовольны тем, что столь важное дело возглавляют какой-то торговец и выходец из обедневшего княжеского рода. Князь Дмитрий Трубецкой не желал даже видеть имени Минина на грамоте, которой ему жаловалась Важская земля. Дмитрию Пожарскому приходилось довольствоваться десятым, а Минину - пятнадцатым местом (в силу низкого социального положения новгородского торговца) в перечне лиц, подписывавших обращения и прочие документы "Совета всея земли". Однако, идя на подобные формальные уступки, они продолжали держать в своих руках фактическое управление всеми делами.

Наконец в середине июля 1612 года передовые отряды, а в конце июля и основные силы Второго ополчения двинулись из Ярославля к столице. Ситуация была достаточно сложной. С самого начала, как уже отмечалось, у Минина и Пожарского не сложились отношения с князем Д.Т.Трубецким, предводителем казачьих отрядов Первого ополчения. Сразу же после прихода в Москву они отказались расположиться лагерем в его деревянном остроге у Яузских ворот, а окопались у Арбатских ворот. В свою очередь Трубецкой во время развернувшихся 21-24 августа боев с подошедшим польским войском под командованием гетмана Я.К.Ходкевича стремился удержать своих казаков от объединения с ополченцами. Но часть казачьих отрядов все же присоединилась к ратным людям ополчения. Быть может, не последнюю роль тут сыграло обещание Минина отдать им на поживу польский обоз. Как бы то ни было, их помощь оказалась весьма кстати. В последний день сражения - 24 августа - Кузьма взял у Пожарского "три сотни дворянских, и перешед за Москву реку и ста против Крымского двора". Атака, застав неприятеля врасплох, вынудила Ходкевича ретироваться. Но в Китай-городе и Кремле продолжали сидеть поляки, которые глумились над ополченцами: "Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть хлоп по-прежнему возделывает землю, поп пусть знает церковь, Кузьмы пусть занимаются торговлей". Однако в конце октября, осознав бесперспективность дальнейшего сопротивления, изголодавшиеся, потерявшие человеческий облик и прежнюю спесь поляки капитулировали. По свидетельству хорунжего Осипа Будилы, именно Минин принимал у них имущество, которое раздал затем казакам Трубецкого.

С осени 1612 года и до выборов нового царя в феврале 1613 года во главе народного ополчения и земского правительства стоял триумвират в составе Минина, Пожарского и Трубецкого. В одной из грамот той поры указывалось: "А ныне, по милости Божии, меж себя мы, Дмитрий Трубецкий и Дмитрий Пожарский, по челобитью и по приговору всех чинов людей, стали во единочестве и укрепились, что нам да выборному человеку Кузьме Минину Московского государства доступать и Российскому государству во всем добра хотеть..." По-прежнему на плечах Минина лежали все финансово-хозяйственные заботы.