Смекни!
smekni.com

Валерий Леонтьев (стр. 1 из 2)

Советский и российский эстрадный певец (р. 1949)

Однажды с Валерием произошел такой случай. Он исполнял со сцены песню о рыбаке. Песня была инсценированной: Валерий держал удочку, а роль полыньи на сцене выполняла перевернутая табуретка. Случайно крючок зацепился за ножку табуретки. Валерий дернул удочку несколько раз, но крючок держался прочно. Тогда, разозлившись, он дернул настолько сильно, что табуретка перевернулась и едва не упала в ряды зрителей. В зале поднялся смех, а Валерий, красный от досады, убежал за кулисы.

Это случилось, когда Леонтьев учился в школе.

Валерий Яковлевич Леонтьев родился 9 марта 1949 года в деревне Усть-Уса Коми АССР. Его отец Яков Степанович был военным зоотехником, мать Екатерина Ивановна воспитывала троих детей: кроме Валерия, в семье были еще две дочери.

Валерий рос резвым мальчиком. В шесть лет стал упражняться в чтении: залезал на табуретку и читал стихи оленеводам. В школе пел в хоре, быстро вышел в солисты, проявив природный талант. Однако уже тогда давал о себе знать его неспокойный характер. Это выражалось в том, что Валера не мог неподвижно стоять на сцене, за что постоянно получал замечания.

Участвовал он и в школьном драмкружке, потом поступил в музыкальную школу и начал учиться по классу фортепиано в музыкальной школе. Вообще, в эти годы Валерий все чаще принимает самостоятельные решения. Вот что он сам вспоминал по этому поводу: «В старших классах у меня начались конфликты с родителями и учителями. Я одевался, говорил и вел себя вопреки их требованиям. Но мною всегда управляла интуиция, и никогда—расчет. Я просто чувствовал, что нужно делать и как выглядеть. Никто не мог меня урезонить, и эти конфликты иногда заканчивались миром, а иногда — нет. Родители меня порой били, причем — вдвоем».

После окончания школы Валерий сперва решил ехать во Владивосток учиться на океанолога, потом все-таки отправился в Москву и подал документы на актерский факультет ГИТИСа. Но комплексы взяли в нем верх: придя в институт, он увидел столько талантливых, как ему показалось, абитуриентов, что спасовал и забрал документы. После этого на какое-то время он вообще забыл о сцене, по совету отца отправился в Воркуту, где жила старшая сестра, и без особого труда поступил в Горный институт. Но учился Валерий без удовольствия и на третьем курсе вообще бросил институт, после чего сменил много профессий. В конце концов его приняли в Сыктывкарскую консерваторию по классу вокала. Учился он хорошо и вышел в число лучших студентов.

В 1971 году консерватория объявила конкурс артистов с целью отправить победителей учиться в Москву. Накануне экзамена Валерий Леонтьев сломал ногу, однако в гипсе пришел на прослушивание и сумел убедить экзаменаторов, что он — именно тот человек, которому надо учиться в столице. В числе других 14 студентов Леонтьев оказался во Всесоюзной мастерской циркового и эстрадного искусства на курсе знаменитого певца Г. Виноградова. В 1973 году он закончил мастерскую, вернулся в Сыктывка и, начал выступать с инструментальным ансамблем «Эхо», которым руководила Людмила Исакович, впоследствии — жена Леонтьева.

С этим коллективом Валерий гастролировал по всему Советскому Союзу. Выступления, в основном, проходили в провинции. Из интересных встреч запомнилась, например, встреча с Барри Алибасовым, в то время руководителем ансамбля «Интеграл— Алибасов тогда приглашал Валерия Леонтьева в свой коллектив.

На Международном фестивале «Ялта-79» Валерий Леонтьев стал лауреатом, исполнив песню «Памяти гитариста» Давида Тухманова. Однако эта радость была омрачена: в день награждения умер отец Валерия...

Знакомство с Давидом Тухмановым многое значило для Валерия Леонтьева. Композитор предоставил в его распоряжение несколько шлягеров, таких, как «Там, в сентябре», «Ненаглядная сторона» и другие. Леонтьев стал получать одну награду за другой, среди них Гран-при на фестивале песни «Золотой Орфей» в Болгарии 1980 года, приз популярности на музыкальном фестивале «Ереван-81».

После этого фестиваля у Леонтьева начались неприятности. Все дело было в его невероятно экспрессивной манере исполнения. Аккредитованные на фестивале американские журналисты сравнили его с Миком Джаттером, а по хореографии — с Михаилом Барышниковым, о чем и написали в зафаничной прессе. Руководство Гостелерадио СССР возмутилось: как это советский певец может копировать западных исполнителей? Министерство культуры СССР внесло имя Валерия Леонтьева в так называемый «черный список» артистов, которым было запрещено выступать в крупных городах.

Несмотря на это (а может быть, — благодаря этому), популярность Леонтьева в 80-е годы была чрезвычайно велика, его концерты проходили с аншлагами. Появились поклонницы, которые именовали себя «фанатками Леонтьева», они преследователи кумира буквально повсюду. Одним словом, все было действительно как на Западе...

Приезжая в Москву, Валерий всегда останавливался на квартире у своего приятеля. Но фанатки выследили его. В окне ванной комнаты, выходящем на улицу и потому закрытом металлическим щитом, они просверлили дырочку и подглядывали за моющимся Леонтьевым, проделали отверстие и в потолке спальни. Это отверстие удалось обнаружить случайно после того, как на кровать певца рухнула штукатурка. Однажды Валерию Леонтьеву даже пришлось объясняться в милиции по поводу покушения на самоубийство одной из наиболее ретивых поклонниц... Эта экзальтированная девица выпила йод, оставив записку со словами: «В моей смерти прошу винить Валерия Леонтьева». К счастью, девушку удалось спасти, а у певца нашлось алиби.

В начале 80-х годов на одном из концертов Валерий Леонтьев потерял голос. Случилось это во время исполнения песни. Он извинился и ушел за кулисы. Врачи настаивали на операции, однако не обещали, что после нее голос вернется.

Используя вынужденную паузу, Леонтьев показал себя предусмотрительным человеком: подал документы и поступил на режиссерское отделение Ленинградского института культуры. На всякий случай, чтобы обеспечить себя другой профессией, если голос будет потерян окончательно. Однако операция была проведена успешно: к певцу вернулся голос.

Опала, объявленная Министерством культуры, продолжалась до 1984 года. Именно в это время Валерий Леонтьев познакомился со знаменитым рижским композитором Раймондом Паулсом, который подарил ему несколько весьма неплохих песен, в том числе «Исчезли солнечные дни», и добился разрешения провести концерт Леонтьева в зале «Россия».

Это успешное выступление запомнилось самому Валерию и с не совсем приятной стороны: его некоторое время не пропускали внутрь помещения на собственный концерт...

В середине 80-х годов он вместе с певицей Ларисой Долиной принимает участие в рок-опере «Джордано» Л. Квинт и В. Кострова. Леонтьев исполняет сразу три партии — Джордано Бруно, Сатаны и Шута. В 1985 году на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение эстрадных песен стран социалистического содружества в Ялте он завоевал звание лауреата, что означало серьезный рост его авторитета и признания.

10 ноября 1986 года Валерия Леонтьева приглашают для участия в телепередаче «Музыкальный ринг», которая впервые должна была выйти в эфир на первом канале Всесоюзного телевидения. Сценарий этой передачи утверждался на уровне отвечавшего за идеологическую работу в стране члена Политбюро ЦК КПСС Егора Лигачева, который терпеть не мог певца. Помогли несколько положительных статей о творчестве Леонтьева, опубликованные в разных газетах. Если бы не они, неизвестно, чем бы все закончилось.

Передача «Музыкальный ринг» резко повысила популярность певца. С тех пор практически ни одна музыкальная программа на ЦТ не обходится без его участия. Фирма «Мелодия» выпускает альбом с его песнями, а режиссер В. Аксенов снимает в музыкальном фильме «Как стать звездой». На гребне успеха успешно решается и «квартирный вопрос» — вечный советский бич. Правда, с поправкой на социалистическую действительность: в конце 80-х годов путем пятикратного обмена Леонтьеву удалось перебраться в Москву.

Интересно, что Валерия Леонтьева особенно любили на Украине. В Киеве и других городах этой республики он гастролировал чаще всего. Однажды с ним произошел очень характерный для тех времен случай: на концерте в Киеве от него потребовали исключить из концерта песню «Кабаре». Мотивировка была такая: «На сцене, где вы выступаете, проходят партийные собрания. Мы не можем допустить, чтобы девки здесь задирали юбки». Леонтьев был вынужден подчиниться.

В 1992 году на Одесской киностудии был снят художественный фильм «Экстрасенс», в котором Валерий Леонтьев сыграл роль злодея. Тогда же он был удостоен звания народного артиста республики, а немногим ранее, в 1991 году, на престижном международном песенном конкурсе в Монте-Карло он завоевал премию «Золотой скрипичный ключ».

На протяжении практически всей карьеры певца в прессе про него появлялись иной раз совершенно невероятные слухи. Например, одна из ленинградских газет поведала, что настоящая его фамилия Шпонькин, и для того, чтобы изменить неблагозвучную фамилию, певец фиктивно женился на популярной телевизионной ведущей «тете Вале» — Валентине Леонтьевой.

Другим источником для сплетен была якобы не «та» сексуальная ориентация певца. Его приверженность к экстравагантным сценическим нарядам родила немало слухов, однако доподлинно известно, что после первого неудачного брака он женился вторично. Этот брак также закончился разводом, после чего Леонтьев жил один и затем, в середине 90-х, вернулся к первой супруге Людмиле Исакович. К этому времени она постоянно жила в США. Там Леонтьев в сотрудничестве с известным композитором Юрием Чернавским подготовил программу «По дороге в Голливуд».

Если раньше певец успешно сотрудничал с Давидом Тух-мановым и Раймондом Паулсом, то в последние годы он работает в первую очередь с Игорем Крутым. Однако сделанное ими нельзя называть большим успехом. Из многих песен Игоря Крутого в исполнении Валерия Леонтьева запомнились лишь «Месяц май», «Сокровища Черного моря» и «Я позабыл твое лицо». Известно, что Валерий Леонтьев собирался сниматься в фильме по роману «Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова. Однако на съемках фильма нужно было прыгать с парашютом, а к прыжкам Валерий Леонтьев не был допущен из-за давней травмы коленного сустава.